Прокрастинация (от лат. procrastinatus: pro- (вместо, впереди) и crastinus (завтрашний)), или откладывание важных дел на потом, стала, по мнению многих психологов, бичом XXI века. Исследовать эту проблему начали в семидесятые годы XX века, первый научный анализ данного явления датируется 1992 годом: это книга Н. Милграма «Прокрастинация: болезнь современности», однако известна она была на протяжении всей истории человечества. В последние же десятилетия в связи со значительным увеличением числа работников интеллектуального труда и общим повышением качества жизни (согласитесь, намного сложнее отлынивать от физического труда, если он к тому же является основным источником средств к существованию!) прокрастинация становится одной из серьезных проблем современного человека.
Основными признаками прокрастинации являются отсутствие в выполняемых действиях продуктивности и смысла в совокупности с постоянным откладыванием действительно важного и полезного. До определенной степени в этом нет ничего страшного, поскольку ни один человек не может работать как машина. Небольшие перерывы на отдых и смена деятельности влияют на общую продуктивность благоприятно. Поэтому еще один признак прокрастинации - негативные последствия, такие как нарушение поставленных сроков, провал запланированных проектов, общая неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью, возможные в связи с этим личностные и психологические проблемы.
Итак, каковы же причины того, что мы отлыниваем от важных дел, убивая время на совершенно бессмысленные и бесполезные действия? Факторы, которые могут привести к чрезмерной прокрастинации, это отсутствие мотивации и в широком смысле -нарушения мотивационно-волевой сферы, стресс как следствие неуверенности и страха перед будущим, или, напротив, перфекционизм, но наиболее распространенными являются такие причины как неумение выстраивать иерархию целей и ценностей а также неумение планировать свою деятельность.
Бороться с последней причиной помогают распространенные техники тайм-менеджмента, или планирования времени. Тайм-менеджмент обязательно включает в себя такие этапы как определение целей (и их значимости), разработку конкретного плана их достижения, контроль за результатом и, разумеется, этап собственно реализации всего запланированного. При этом планы необходимо составлять на различные промежутки времени: планы на рабочий день, на неделю, месяц, год и т.д., вплоть до наиболее глобальных жизненных планов на многие десятилетия. Конечно же, ни один человек не в состоянии четко придерживаться раз и навсегда составленного плана на всю оставшуюся жизнь, однако это не означает бессмысленности такого долговременного планирования. Скорее, здесь действует принцип обратной связи и постоянных коррекций, вносимых на основании результатов уже завершенных действий, а также вновь приобретенного опыта и знаний, в планируемые действия в будущем.
В этой связи важную роль играет выстраивание иерархии целей, опять же, начиная с небольших, которых можно добиться в течение одного или нескольких дней (например, выполнить конкретные задачи руководства, завершить небольшой проект и т.п.) и заканчивая самыми крупными жизненными целями. Для борьбы с прокрастинацией психологи предлагают разделить все дела на четыре категории, в зависимости от того, важные они или неважные, а также срочные или несрочные. К важным, но несрочным делам относятся те, которые направлены на достижение наиболее долговременных результатов и связаны с самыми глобальными жизненными целями. Несмотря на то, что сиюминутно они могут не представлять большого интереса, их, тем не менее, необходимо учитывать при планировании и выполнении более мелких задач, всегда задавая себе вопрос, как то, что я делаю именно сейчас, поможет мне добиться того или иного в жизни. Желательно, чтобы ответ "никак" возникал как можно реже.
Важные и срочные дела, как правило, не требуют дополнительной мотивации для выполнения. Многие люди, подверженные прокрастинации, вообще способны продуктивно работать исключительно в условиях цейтнота (или когда все крайние сроки прошли "вчера"). Срочные (то есть, имеющие конкретный дедлайн или время для их выполнения), но не слишком важные дела, безусловно, в той или иной степени должны быть включены в нашу жизнь, однако они - первые кандидаты на откладывание до того момента, когда у вас действительно появится на них время, освободившееся в результате правильного планирования. И, наконец, неважные и несрочные дела, или повседневная рутина, отодвигаются на самое последнее место в общей иерархии.
Одной из весьма эффективных техник борьбы со стрессом, возникающим вследствие откладывания дел на потом и постоянной тревоги из-за того, что они все еще не сделаны, по мнению психологов, может стать использование внешних средств - ведение ежедневника, составление списка дел (на бумаге или в электронном виде). Такая экстериоризация целей и планов позволяет не держать их в голове и направить все свое внимание на продуктивную деятельность.
Статьи по теме:
-
Гаранян Н.Г., Андрусенко Д. А. , Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. №1. C. 72 - 81.
-
David Allen. Getting Things Done Blog.