Исследователи из Университета Британской Колумбии предположили, что аналитическое мышление можеть разрушить религиозные убеждения человека. Ара Норензаян и Уилл Гервейс, известные своими провокационными работами по изучению веры и религиозности, утверждают, что отнюдь не проповедуют атеизм, а всего лишь хотят изучить психологические истоки веры.
Среди других работ тандема ученых - изучение того, как пережитая в раннем возрасте смерть близкого человека приводит к последующему увеличению религиозности, что в атеистических государствах ощество строится на большем взаимном доверии между людьми и что верующие люди являются более щедрыми, чем неверующие.
Ученые придерживаются теории о том, что существует два основных типа мышления - аналитическое и интуитивное, причем тип мышления может определять степень религиозности человека. Интуитивное мышление помогает человеку познавать различия между душой и телом, представлять жизнь души после физической смерти и проникать в тайны Вселенной. Аналитический тип мышления, напротив, снижает интуитивное восприятие высших сил.
Норензаян и Гервейс спросили 650 человек, в основном североамериканцев, о степени их религиозных убеждений. После этого им предлагалось подумать аналитически - решить математическую задачу, передать смысл сложного текста, либо просто посмотреть на фото скульптуры Мыслителя. Повторная самооценка интенсивности веры после таких заданий у испытуемых значимо снижалась по сравнению, например, с заданием, где они рассматривали не мыслителя, а дискобола.
Но одно это, по словам авторов, еще не означает, что религия иррациональна. В подтверждение тому они цитируют философа-экзистенциалиста Кьеркегора, побуждавшего людей использовать силу разума и рациональное мышление для формирования своих религиозных убеждений. Кьеркегор предполагал, что рано или поздно путь аналитического рассуждения прерывается так называемым "прыжком веры" для примирения со своим абсурдным существованием и абсурдностью Вселенной.
Большинство людей, говорит Норензаян, не осознают, что иррациональное - не имеющее логики, не подчиняющееся причинно-следственным закономерностям, отнюдь не то же самое, что нерациональное - относящееся к области интуиции, воображения, эмоций и искусства. Гервейс и Норензаян также подчеркивают, что не только аналитическое мышление снижает степень религиозности - таким же действием могут обладать, разумеется, факторы социальной среды: например, в преимущественно атеистическом окружении либо в таком обществе, которое обеспечивает экзистенциальную безопасность свои членов.
Последнее утверждение авторы объясняют, ссылаясь на Фила Цукермана, автора книги "Общество без бога", который анализирует североевропейские общества с самым высоким уровнем атеизма в мире. В этих странах, кстати, еще и один из самых высоких в мире уровней социальных программ для населения, что, возможно, способствует повышению экзистенциальной безопасности.
Литература:
- Will M. Gervais, Ara Norenzayan. Analytic Thinking Promotes Religious Disbelief. Science. 27 April 2012: Vol. 336. № 6080. Pp. 493-496.
- Norenzayan, A., Gervais, W. M., & Trzesniewski, K. H. (in press). Mentalizing deficits constrain belief in a personal god. PLoS ONE.
- Norenzayan, A., & Gervais, W. M. (2012). The cultural evolution of religion. In E. Slingerland & M.Collard (Eds.) Creating Consilience: Integrating science and the humanities. (pp. 243-265). Oxford: Oxford University Press.