В чем заключаются различия между детьми, находящимися в группе риска по развитию проблем с психическим здоровьем и поведением и теми, кто, вероятнее всего, сможет в своей взрослой жизни легко справляться с любыми трудностями? По мнению экспертов, все дело в приобретенных в детском возрасте навыках, или компетенциях, обеспечивающих хорошее качество всей нашей жизни: это навыки принятия решений, самоконтроля, здоровой самооценки и все те умения, которые мы можем назвать просоциальными компетенциями. Последние могут быть не столь интуитивно понятными, как остальные. Важность умения принимать решения или самоконтроля очевидна для жизненного успеха, но не являются ли социальные навыки лишь дополнительными, менее значимыми?
Здоровые межличностные связи составляют основу всей социальной, политической и экономической структуры общества. Как здоровый мозг состоит из нейронов, которые связаны между собой и образуют сложную и эффективно работающую систему, так и здоровое общество есть результат взаимодействия отдельных личностей.
Нельзя утвержать, что все социальные связи одинаковы. Люди, склонные к манипулятивному поведению и прежде всего ставящие свои собственные цели, могут усвоить достаточно много стратегий просоциального поведения, которые позволят им эффективно общаться с окружающими, но при этом все равно продолжать негативно влиять на психическое состояние других людей и, следовательно, на функционирование всей социальной системы. Таких людей обычно называют антисоциальными, а в случае, если их поведение выходит за границы нормы - психопатами или социопатами. Изучение поведения таких людей позволяет выявить способы преодоления социальных проблем, которые оно может порождать.
Необходимо разобраться, чем отличаются понятия антисоциального, асоциального и просоциального поведения. Асоциальное поведение предполагает избегание взаимодействий с другими людьми, тогда как антисоциальное - это активная агрессия по отношению к обществу. Просоциальное поведение, напротив, предполагает активное стремление сотрудничать с другими, а также активное сопереживание им. В просоциальное поведение входят, например, защита более слабых и помощь им, забота об окружающих, сочувствие.
Дети, у которых навыки просоциального поведения развиты лучше, оказываются более приспособленными практически во всех сферах жизни. Они меньше рискуют, у них меньше проблем с психическим здоровьем, потому что они более гибкие. Кроме того, другие важные навыки у них также находятся на более высоком уровне. В целом такие дети больше времени уделяют образованию, добиваются больших успехов в академической сфере, вносят своей деятельностью больший вклад в развитие общества. Даже продолжительность их жизни в среднем оказывается больше.
Хотя не существует определенного "магического числа" просоциальных связей, необходимых для гармониченого развития ребенка, каждому человеку в детстве необходим уникальный опыт общения со множеством самых разных людей, включая как взрослых, так и сверстников. Родители, бабушки и дедушки, другие старшие родственники обеспечивают ребенку так называемые "вертикальные" взаимодействия с более опытными, обладающими авторитетом людьми. Друзья, братья и сестры, одноклассники вступают с ребенком в "горизонтальные" взаимодействия, в которых все стороны занимают равные позиции.
Как практически все важные жизненные навыки, способность устанавливать просоциальные связи основана на процессах саморегуляции. В частности, для развития просоциальныз навыков особенно важны такие два базовых ресурса как способность ребенка регулировать свои негативные эмоции (она начинает формироваться уже с рождения) и развивающаяся в более позднем возрасте способность точно определять эмоции других (она входит в так называемую "теорию сознания", или Theory of mind) и правильно на них реагировать. Эта способность является фундаментальной для разрешения потенциальных конфликтов. Таким образом, помощь детям в усвоении социальных навыков - не просто обучение правилам хорошего поведения, но и развитие их эмоциональной саморегуляции. Первый шаг на этом пути - создание прочной и надежной эмоциональной привязанности между детьми и родителями.
Родители, которые эмоционально "настроены" на переживания своего ребенка, хорошо умеют понимать его эмоциональные состояния и их причины, а также правильно отвечать на них. Стиль привязанности формируется в первые годы жизни ребенка. Привязанность, как ее определяет психолог из Университета Мэриленда Джуд Кэссиди, считается "надежной, если ребенок чувствует себя в безопасности, и ненадежной, если такого чувства у него нет - определяющим здесь является стремление к переживанию безопасности".
Дети, у которых не сформировался надежный тип привязанности, вырастая, обладают меньшей психологической устойчивостью, чем их сверстники, и хуже справляются с регуляцией собственных эмоций и пониманием эмоций других. Как следствие, они также больше подвержены стрессу, депрессии и другим расстройствам эмоциональной сферы.
Исследователи Джоан Грусек и Аманда Шерман из Университета Торонто отмечают, что "потребность ребенка в заботе и защите присутствует с самых первых минут жизни, и то, как его родители отвечают на нее, играет важную роль в формировании эмпатии и просоциального поведения". Грусек с коллегами роль описывают родителей в удовлетворении этих потребностей ребенка через пять взаимосвязанных областей. Первый из них - необходимость обеспечить защиту ребенка, поскольку когда благодаря поддержке родителей уменьшается стрессовое состояние ребенка, собственные способности ребенка к эмпатии развиваются и усиливаются. По мнению Грусек и Шерман, когда родители понимают, как наилучшим образом поддержать своих детей, у детей успешнее развиваются копинг-стратегии, а учителя оценивают таких детей как более просоциально ориентированных. Даже подростки, которые обращаются к родителям за эмоциональной поддержкой и получают от них помощь, демонстрируют проявления тех моральных качеств, которые важны для просоциального поведения.
Вторая особенность - взаимность положительных эмоциональных проявлений. Дети должны понимать, что родителям нравится проводить с ними время и помогать им, удовлетворяя их разумные просьбы. Затем дети будут проецировать такие отношения и на других людей - сверстников, учителей и т.д., с радостью выполняя их разумные просьбы.
Третья сфера взаимодействия детей и родителей включает разумный родительский контроль, обеспечивающий достаточный уровень самостоятельности детей, чтобы они могли осознавать связь между своими решениями и их последствиями. Если просоциальные паттерны поведения будут включены в осознание собственной идентичности ребенка, он будет придерживаться их даже в сложных социальных ситуациях. Достижение такого уровня интернализации начинается с того, что родители сами показывают детям примеры того поведения, которое они хотят видеть у детей.
Четвертая сфера - направляемое эмоциональное научение, которое может происходить в школе, дома, в кругу друзей и во множестве других социальных контекстов. Согласно исследованиям, маленькие дети, чьи матери стараются объяснять, какие эмоции они испытывают, вырастая, делают больше попыток понять эмоции окружающих, а также больше интересуются их эмоциональным состоянием.
В возрасте около 13 месяцев дети, по словам ученых, приобретают способность понимать, какие намерения принадлежат отдельным людям, а какие разделяются целыми группами людей. Пятый важный фактор формирования просоциальности - принадлежность к группе. В соответствии с группой, к которой себя относит ребенок, у него формируются и нормы поведения, принятые в данной группе.
Литература:
-
Monica Y. Bartlett and David DeSteno, Gratitude and Prosocial Behavior: Helping When It Costs You. in Association for Psychological Science (2006).
-
Jude Cassidy, The Nature of the Child’s Ties. in Handbook of Attachment: Theory, Research, and Clinical Applications, edited by Jude Cassidy and P.R. Shaver (2008).
-
James A. Coan, Toward a Neuroscience of Attachment. in Handbook of Attachment: Theory, Research, and Clinical Applications, edited by Jude Cassidy and P.R. Shaver (2008).
-
Douglas Davies, Child Development: A Practitioner’s Guide, 2nd edition (2004).
-
Joan E. Grusec and Amanda Sherman, Prosocial Behavior. in Social Development: Relationships in Infancy, Childhood, and Adolescence, edited by Marion K. Underwood and Lisa H. Rosen (2011).
-
Richard Settersten and Barbara E. Ray, Not Quite Adults: Why 20-Somethings Are Choosing a Slower Path to Adulthood, and Why It’s Good for Everyone (2010).
Подготовлено по материалам сайта mom-psych.com.