Согласно опубликованным официальным оценкам качества систем образования в развитых странах, составленному образовательной организацией Pearson Education, образование в России занимает двадцатое место в мировом рейтинге - сразу после США, Венгрии и Словакии.
Первое и второе места заняли, соответственно, Финляндия и Южная Корея.
Данный рейтинг объединяет оценки различных показателей, в том числе количество выпускников с 2006 по 2010 годы. Сэр Майкл Барбер, главный советник по вопросам образования в компании Pearson Education, утверждает, что в успешных странах социальный статус учителя весьма высок, так же как и культура образования.
Сравнения систем образования по всему миру в последнее время стали играть важную роль в оценке успешности и эффективности средних и высших учебных заведений. Данная таблица основана на результатах целой серии оценок и сопоставлений таких показателей, как, например, число студентов, посещающих университеты. Однако основными показателями являются международные тесты в таких областях как, например, математика, естественные науки и литература, проводящиеся каждые 3-4 года, поэтому итоговый список представляет картину мирового образования с некоторой задержкой.
Список двадцати развитых стран с самыми лучшими системами образования:
- Финляндия
- Южная Корея
- Гонконг
- Япония
- Сингапур
- Великобритания
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Швейцария
- Канада
- Ирландия
- Дания
- Австралия
- Польша
- Германия
- Бельгия
- США
- Венгрия
- Словакия
- Россия
В этом списке два таких гиганта мирового образования как Финлядия и Южная Корея находятся выше других выдающихся азиатских образовательных систем - Гонконга, Японии и Сингапура.
Лишь после них следуют образовательные системы других европейских стран, в том числе и России. США лишь на три позиции опередило нашу страну в этом рейтинге.
Основной задачей при создании этого рейтинга стало обеспечение многомерного взгляда с различных точек зрения на достижения в образовании и формирование банка данных, который будет в дальнейшем пополняться в соответствии с многолетним проектом Pearson Education под названием Траектория обучения (Learning Curve).
Рассматривая наиболее успешные системы образования, данное исследование завершается выводом о том, что финансирование образования, несомненно, важно, однако еще важнее сложившаяся культура образования, которая является его всесторонней поддержкой.
Согласно данному подходу, финансирование и другие количественные показатели легче измерить, однако для более точной и надежной оценки необходим более комплексный подход, учитывающий отношение общества к образованию.
Высокие места азиатских стран в данном рейтинге отражает высокую ценность и значимость образования, высокие ожидания от образования у родителей и их убежденность в том, что наличие хорошего образования у детей будет способствовать их карьерному росту в будущем. Причем этот фактор остается весьма значимым, даже когда азиатские семьи мигрируют в западные страны с более скептическим отношением к возможностям, которые дает образование.
В отчете сопоставляются образовательные системы двух наиболее успешных с этой точки зрения стран - Финляндии и Южной Кореи - и несмотря на отмеченные различия, общим значимым фактором и в той, и в другой стране остается общее социальное убеждение в важности образования и лежащих в его основе нравственных целей.
Помимо этого, в отчете подчеркивается значимость высококвалифицированных педагогических кадров и необходимость поиска новых путей привлечения самых лучших учителей. Это могут быть как статусные преимущества и повышение уважения общества к профессии учителя, так и инструменты финансовой поддержки.
Анализ показал, что между высокими уровнями зарплаты и качеством обучения нет прямой связи. С другой стороны, по результатам исследования, эффективно действующие системы образования могут давать непосредственные преимущества для развития экономики.
Однако, относительно организации учебного процесса были получены более противоречивые результаты. Оценки показали, что в Финляндии и Южной Корее у учащихся меньше всего свобода выбора школы и определенной программы обучения. В Сингапуре, также занимающем высокое место в итоговом рейтинге, такая свобода выбора максимальна.
Многие высоко оцененные системы образования - в Китае, Нидерландах, Великобритании и Гонконге - характеризуются высоким уровнем школьной автономии. Однако в Финляндии, находящейся на первом месте в рейтинге, такая автономия значительно меньше.
Сэр Майкл Барбер, бывший советник Тони Блэра, отметил, что сбор и анализ данной информации "положил начало чему-то весьма значительному", имея в виду обширный ресурс для разработчиков национальных программ образования, желающих в полной мере использовать опыт зарубежных коллег.
Источники: Pearson Education; Learning curve; BBC News.