[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] Мнемотехнический "метод мест" работает и в виртуальной реальности
Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Мнемотехнический "метод мест" работает и в виртуальной реальности

Мнемотехническая стратегия, называемая "методом мест", или "дворцом памяти", заключается в том, чтобы мысленно располагать слова или числа, которые нужно запомнить, в различных местах хорошо знакомого маршрута. Она известна и ученым, и практикам с античных времен. Когда нужно вспомнить и воспроизвести заученный список, его элементы всплывают сами собой по мере того, как мы в своем воображении двигаемся по знакомым улицам. Согласно ряду исследований, этот метод является наиболее популярным и эффективным.

Нет никаких сомнений в том, что данная техника работает, однако до недавнего времени никому не удавалось провести контролируемое экспериментально-психологическое исследование механизмов, обеспечивающих его работу. Одна из причин в том, что каждый человек использует для запоминания свой собственный, хорошо известный ему маршрут - например, из дома в школу или на работу. Проведенные ранее исследования также сильно отличаются степенью того, насколько долго мнемонисты тренировались в запоминании - от нескольких часов до нескольких дней.

Эрик Легге и его коллеги попытались выяснить, насколько возможно проконтролировать все эти факторы и провести исследование метода мест. Для этого они использовали обучение в системе виртуальной реальности.

142 испытуемым предлагалось в течение пяти минут обследовать виртуальное пространство - квартиру, школу или склад. Затем их просили запомнить по 10 списков из 11 не связанных между собой слов каждый. Две трети испытуемых получили инструкцию использовать для этого метод мест: кому-то было предложено мысленно расставлять слова в только что обследованном пространстве, кому-то - в хорошо знакомом ему реальном окружении. Треть испытуемых была контрольной группой и не получала никаких конкретных инструкций относительно стратегии запоминания.

Затем испытуемых просили воспроизвести списки слов. Основным результатом исследования стало то, что экспериментальная группа воспроизводила списки лучше контрольной на 10-16%. Однако, вопреки ожиданиям, это преимущество было больше, если правильный порядок воспроизведения не учитывался.

Второй важнейший результат: участники исследования, использовавшие только что выученный маршрут в виртуальной среде, не уступали в эффективности воспроизведения списков тем, кто располагал слова в соответствии со своим собственным маршрутом. Различий в конкретном типе виртуальной среды - была ли это квартира, склад или школа - не выявлено.

Общий вывод, сделанный исследователями, заключается в том, что использование виртуальной реальности является надежной методикой для изучения мнемотехник. Это позволит психологам проводить больше подобных исследований в стандартизированных условиях. Кроме того, важными практическими приложениями могут быть разработка специальных программ развития памяти для тех, кто страдает соответствующими расстройствами. А профессиональные мнемонисты могут использовать виртуальную реальность для создания множества новых маршрутов и тренировки своих способностей.

Литература:

  • Legge, E., Madan, C., Ng, E., and Caplan, J. (2012). Building a memory palace in minutes: Equivalent memory performance using virtual versus conventional environments with the Method of Loci. Acta Psychologica, 141 (3), 380-390 DOI: 10.1016/j.actpsy.2012.09.002


Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS