Мнемотехническая стратегия, называемая "методом мест", или "дворцом памяти", заключается в том, чтобы мысленно располагать слова или числа, которые нужно запомнить, в различных местах хорошо знакомого маршрута. Она известна и ученым, и практикам с античных времен. Когда нужно вспомнить и воспроизвести заученный список, его элементы всплывают сами собой по мере того, как мы в своем воображении двигаемся по знакомым улицам. Согласно ряду исследований, этот метод является наиболее популярным и эффективным.
Нет никаких сомнений в том, что данная техника работает,
однако до недавнего времени никому не удавалось провести контролируемое
экспериментально-психологическое исследование механизмов, обеспечивающих его
работу. Одна из причин в том, что каждый человек использует для запоминания
свой собственный, хорошо известный ему маршрут - например, из дома в школу или
на работу. Проведенные ранее исследования также сильно отличаются степенью
того, насколько долго мнемонисты тренировались в запоминании - от нескольких
часов до нескольких дней.
Эрик Легге и его коллеги попытались выяснить, насколько возможно
проконтролировать все эти факторы и провести исследование метода мест. Для
этого они использовали обучение в системе виртуальной реальности.
142 испытуемым предлагалось в течение пяти минут обследовать
виртуальное пространство - квартиру, школу или склад. Затем их просили
запомнить по 10 списков из 11 не связанных между собой слов каждый. Две трети
испытуемых получили инструкцию использовать для этого метод мест: кому-то было
предложено мысленно расставлять слова в только что обследованном пространстве,
кому-то - в хорошо знакомом ему реальном окружении. Треть испытуемых была
контрольной группой и не получала никаких конкретных инструкций относительно
стратегии запоминания.
Затем испытуемых просили воспроизвести списки слов. Основным результатом
исследования стало то, что экспериментальная группа воспроизводила списки лучше
контрольной на 10-16%. Однако, вопреки ожиданиям, это преимущество было больше,
если правильный порядок воспроизведения не учитывался.
Второй важнейший результат: участники исследования, использовавшие только что выученный маршрут в виртуальной среде, не уступали в эффективности воспроизведения списков тем, кто располагал слова в соответствии со своим собственным маршрутом. Различий в конкретном типе виртуальной среды - была ли это квартира, склад или школа - не выявлено.
Общий вывод, сделанный исследователями, заключается в том,
что использование виртуальной реальности является надежной методикой для
изучения мнемотехник. Это позволит психологам проводить больше подобных
исследований в стандартизированных условиях. Кроме того, важными практическими
приложениями могут быть разработка специальных программ развития памяти для
тех, кто страдает соответствующими расстройствами. А профессиональные
мнемонисты могут использовать виртуальную реальность для создания множества
новых маршрутов и тренировки своих способностей.
Литература:
-
Legge, E., Madan, C., Ng, E., and Caplan, J. (2012). Building a memory palace in minutes: Equivalent memory performance using virtual versus conventional environments with the Method of Loci. Acta Psychologica, 141 (3), 380-390 DOI: 10.1016/j.actpsy.2012.09.002