Никто не станет отрицать, что школьные классы, их дизайн и планировка помещений, предназначенных для учебы, играют важную роль в эффективности образовательного процесса. Рассмотрим, какие основные результаты были получены в исследованиях влияния дизайна школы на обучение.
Комфорт в помещении
Современные исследования школьной архитектуры и пространства фокусируются преимущественно на эксплуатационных качествах помещений, таких как естественный дневной свет, чистота воздуха, температура и уровень шума. Температура, отопление помещение и качество воздуха - важнейшие элементы среды, влияющие на индивидуальную успеваемость (Earthman, 2004; Young et al., 2003; Buckley et al., 2004; Fisher, 2001; Schneider, 2002). В частности, показано, что улучшение качества воздуха привело к увеличению посещаемости занятий в подготовительной группе (Rosen and Richardson 1999). Увеличение высоты потолка в классе приводит к уменьшению восприятия того, что класс забит учениками, высота потолка положительно коррелирует с оценкой учителями классной комнаты (Ahrentzen & Evans, 1984). Но у дошкольников более высокие уровни сотрудничества наблюдались в помещениях с более низкими потолками (Read et al., 1999).
Цвет школьных стен
Как известно, у каждого человека свое особое отношение к цвету. У большинства людей существует целая шкала любимых цветов. Замечено, что шкала любимых цветов человека изменяется в течение всей его жизни. Дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет всем другим. У взрослых самый любимый синий, а затем красный цвет. Дети гораздо больше, чем взрослые, любят интенсивные цвета. С возрастом излюбленными становятся серые и пастельные тона. Исследования позволили определить наиболее распространенные и принимаемые учащимися цветовые гармонии. В среднем последовательность предпочитаемых цветов была такова: синий – красный – зеленый – фиолетовый – оранжевый – коричневый – пастельные тона – черный и белый (Егоров, 2011).
В зависимости от возраста детей различные цвета являются стимулирующими: младшие дети предпочитают яркие цвета, тогда как подростки - более приглушенные (Engelbrecht, 2003). Предлагается использовать более яркие и теплые цвета для младших детей, но необходимо отказаться от использования интенсивных базовых цветов (Pile, 1997). Различия в предпочтении цветов обнаружены для мальчиков и девочек: мальчики предпочитают более яркие цвета, девочки - более приглушенные (Rosenstein, 1985; Read et al., 1999; Khouw, 1995; Radeloff, 1990).
Цвет стен и высота потолка в помещениях влияет на желание детей сотрудничать (Read et al., 1999). Цвет стен в классе влияет на продуктивность и аккуратность (Engelbrecht, 2003). Холодные цвета способствуют концентрации (Brubaker, 1998). Исследование, проведенное на девочках 7-9 класса, показало, что они делали меньше ошибок, когда работали в помещениях, окрашенных в их любимые цвета, а время выполнения задания не меняется (Bross & Jackson, 1981).
В комнатах с розовыми стенами дошкольники демонстрировали большую физическую силу и более позитивное настроение, чем в комнатах с голубыми стенами (Hamid & Newport, 1989). Однако, на взрослых выявлен противоположный эффект: розовый - успокаивающий цвет, который "высасывает" энергию и, таким образом, может быть использован для подавления агрессии (Schauss, 1985).
Дети считают, что цвет школьных стен важен, и большинство думает, что в их школе цвет стен скучный и непривлекательный (Maxwell, 2000). Родители и учителя считают цвет не важным. В книге "Школа, которая мне бы понравилась" приведены цитаты учащихся относительно их восприятия школы: 15-летняя школьница описывала свою школу как "огромную тюрьму" и говорила, что ей не хватает цвета (Burke and Grosvenor, 2003). Часто ученики жалуются на усталость глаз в классе, поэтому рекомендуется красить стену за спиной учителя в цвет, отличный от других стен.
Школьная мебель
Исследование связи мебели, используемой в классе, и поведения детей показало, что при введении мебели с новым дизайном улучшалось выполнение детьми заданий (Knight and Noyes, 1999). Дизайн школьной мебели должен быть основан не на росте учеников, а на высоте колена в сидячем положении (Molenbroek et al., 2003).
Расположение парт в классе – также немаловажный фактор: парты, расположенные рядами, наиболее удобны для индивидуальной работы и увеличивают время выполнения задания (Galton et al., 1999). Хуже успевающие школьники больше подвержены влиянию расположения парт, их выполнение заданий улучшается, если парты стоят рядами (Wheldall et al., 1981; Wheldall & Lam, 1987; Hastings, 1995).
Для эффективной групповой работы школьников начальных классов стоит сажать вокруг общих столов. К сожалению, на практике размер группы зачастую определяется расположением мебели в классе, а не образовательной или педагогической логикой (McNamara and Waugh, 1993).
Для организации продуктивной совместной работы школьников и удобства взаимодействия школьников друг с другом и с учителем и наблюдения за его действиями лучше расставлять столы подковой (Galton et al., 1999; Alexander, 1992; Horne-Martin, 2002).
Выявлены также проблемы, связанные с использованием в школе компьютеров, включая вопросы освещенности и организации индивидуальных рабочих мест. Эргономичная мебель в компьютерном классе положительно влияет на образовательную среду. Эти факторы влияют на сотрудничество, успеваемость и обучение (Zandvliet & Straker, 2001).
Пространство
Удобное, продуманное расположение мест хранения (книг, документов и пр.) в классе и дома приводит к увеличению времени, которое ученик посвящает занятиям (Gump, 1987; Loughlin & Suina, 1982).
С точки зрения архитектора, большие площади для демонстрации детских работ делают пространство визуально загроможденным (Dudek, 2000), однако они увеличивают ощущение вовлеченности и способствуют увеличению мотивации детей (Killeen et al., 2003). С успеваемостью коррелирует наличие удобного школьного двора, побуждающего к активным движениям (Tanner, 2000).
Питание
Улучшение качества и привлекательности школьной еды (напр., наличие кулеров в общедоступных местах, большее разнообразие в меню) также способствует повышению заинтересованности школьников в учебе, поскольку сытые дети лучше учатся, повышаются их когнитивные способности.
Литература:
- G I Earthman, Prioritization of 31 Criteria for School Building Adequacy, 2004, available at: http://www.aclu-md.org/facilities_report.pdf.
- E Young, H A Green, L Roehrich-Patrick, L Joseph and T Gibson, Do K-12 School Facilities Affect Education Outcomes? The Tennessee Advisory Commission on Intergovernmental Relations, 2003.
- J Buckley, M Schneider and Y Shang, LAUSD School Facilities and Academic Performance, available at http://www.edfacilities.org.
- K Fisher, Building Better Outcomes: The impact of school infrastructure on student outcomes and behaviour, Department of Education, Training and Youth Affairs (Australia), 2001.
- M Schneider, Do School Facilities Affect Academic Outcomes? National Clearinghouse for Educational Facilities, 2002, available at http://www.edfacilities.org/pubs/outcomes.pdf.
- K G Rosen and G Richardson, Would Removing Indoor Air Particulates in Children’s Environments Reduce the Rate of Absenteeism? A hypothesis, The Science of the Total Environment, 234, 87-93, 1999.
- S Ahrentzen and G W Evans, Distraction, Privacy and Classroom Design, Environment and Behaviour, 16, 4, 437-454, 1984.
- M Read, A I Sugawara and J A Brandt, Impact of Space and Color in the Physical Environment on Pre-school Children’s Cooperative Behavior, Environment and Behavior, 31, 3, 413-428, 1999.
- А. С. Егоров. Цвет как фактор активизации процесса обучения учащихся // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2011. № 1 (69). Ч. 2. С. 61-65.
- K Engelbrecht, The Impact of Colour on Learning, 2003, available at: www.merchandisemart.com/neocon/NeoConConfPro/W305.pdf.
- J F Pile, Color in Interior Design, McGraw-Hill, 1997.
- L D Rosenstein, Effect of Colour of the Environment on Task Performance and Mood of Males and Females with High or Low Scores on the Scholastic Aptitude Test, Perceptual and Motor Skills, 60, 550, 1985.
- M Read, A I Sugawara and J A Brandt, Impact of Space and Color in the Physical Environment on Pre-school Children’s Cooperative Behavior, Environment and Behavior, 31, 3, 413-428, 1999.
- N Khouw, The Meaning of Colour for Gender., 1995, available at http://www.colormatters.com/khouw.html.
- D J Radeloff, Role of Colour in Perception of Attractiveness, Perceptual and Motor Skills, 71, 151-160, 1990.
- C W Brubaker, Planning and Designing Schools, McGraw-Hill, 1998.
- C Bross and K Jackson, Effects of Room Colour on Mirror Tracing by Junior High School Girls, Perceptual and Motor skills, 52, 767-770, 1981.
- P N Hamid and A G Newport, Effects of Colour on Physical Strength and Mood in Children, Perceptual and Motor skills, 69, 179-185, 1989.
- A G Schauss, The Physiological Effect of Colour on the Suppression of Human Aggression: Research on Baker-Miller Pink, International Journal of Biosocial Research 2(7): 55-64, 1985.
- L E Maxwell, A Safe and Welcoming School: What students, teachers and parents think, Journal of Architectural and Planning Research, 17, 4, 271-282, 2000.
- C Burke and I Grosvenor, The School I'd Like, RoutledgeFalmer, 2003.
- G Knight and J Noyes, Children's Behaviour and the Design of School Furniture, Ergonomics, 42, 5, 747-760, 1999.
- J F M Molenbroek, Y M T Kroon-Ramaekers and C J Snijders, Revision of the Design of a Standard for the Dimensions of School Furniture, Ergonomics, 46, 7, 681-694, 2003.
- M Galton, L Hargreaves, C Comber, D Wall, and A Pell, (1999) Inside the Primary Classroom: 20 years on, Routledge, 1999.
- K Wheldall, M Morris, P Vaughan and Y Y Ng, Rows Versus Tables: An example of the use of behavioural ecology in two classes of eleven-year-old children, Educational Psychology, 1, 2, 171-184, 1981.
- K Wheldall and Y Y Lam, Rows Versus Tables II: The effects of two classroom seating arrangements on classroom disruption rate, on-task behaviour and teacher behaviour in three special school classes, Educational Psychology, 7, 4, 303-312, 1987.
- N Hastings, Seats of Learning. Support for Learning, 10, 1, 8-11, 1995
- D McNamara and D Waugh, Classroom Organisation, School Organization, 13, 1, 41-50, 1993.
- M Galton, L Hargreaves, C Comber, D Wall, and A Pell, (1999) Inside the Primary Classroom: 20 years on, Routledge, 1999.
- R Alexander, Culture and Pedagogy: International comparisons in primary education, Blackwell, 2000.
- S Horne-Martin, Environment-Behaviour Studies in the Classroom, Journal of Design and Technology Education, 9, 2, 1999.
- D Zandvliet and L Straker, Physical and Psychosocial Aspects of the Learning Environment in Information Technology Rich Classrooms, Ergonomics, 44, 9, 838-857, 2001.
- P V Gump, School and Classroom Environments, in D Stockol and I Altman (eds), Handbook of Environmental Psychology, Vol. 1 Wiley, 1987.
- C E Loughlin and J H Suina, The Learning Environment: An instructional strategy, Teachers College Press, 1982.
- M Dudek, Architecture of Schools, Architectural Press, 2000.
- J P Killeen, G W Evans and S Danko, The Role of Permanent Student Artwork in Students' Sense of Ownership in an Elementary School. Environment and Behavior, 35, 2, 250-263, 2003.
- C K Tanner, The Influence of School Architecture on Academic Achievement, Journal of Educational Administration, 38, 4, 309-330, 2000.