Понимание работы человеческого мозга – одна из сложнейших научных задач всех времен, но до определенного момента не существовало достаточно эффективных методов изучения мозга. Развитие техники привело к появлению функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), которая позволяет практически в реальном времени исследовать активность мозга, измеряя изменения кровотока в его сосудах. Метод фМРТ сразу открыл широчайшее поле возможностей для ученых-нейрофизиологов.
Сегодня, двадцать лет спустя после первого фМРТ-исследования, группа выдающихся исследователей мозга оценивает вклад, сделанный при помощи этого метода в наше понимание мышления и других когнитивных процессов. Их размышления опубликованы в специальном выпуске январского номера журнала Perspectives on Psychological Science, издаваемого Ассоциацией психологической науки.
За прошедшие две декады многие ученые использовали фМРТ для того, чтобы ответить на множество вопросов о мозге и сознании. Однако, некоторые все еще не убедились в эффективности этого метода.
Редакторы спецвыпуска Марта Мэтер, Нэнси Кэнвишер и Джон Касиоппо, пишут: «Несмотря на то, что множество новых методик исследования и результатов стали следствием использования фМРТ, некоторые исследователи считают, что этот метод не способствовал значительному прогрессу в наших знаниях о когнитивных процессах, и, в частности, внес малый вклад в развитие теорий познания».
Цель спецвыпуска журнала – рассмотреть вопрос о том, насколько результаты фМРТ-исследований способствовали или нет изменению нашего знания о работе мозга и психике человека. Для этого редакторы собрали выпуск из 12 дискуссионных статей, так или иначе оценивающих вклад метода фМРТ.
Некоторые из них утверждают, что фМРТ принципиально изменила способ мышления ученых и из понимание развития и старения мозга. Согласно Тору Вэйджеру и Лорену Атласу, фМРТ также позволяет более непосредственный метод измерения боли.
Другие рассуждают о вкладе фМРТ в давнюю дискуссию о том, являются ли когнитивные операции отдельными модулями или распределенными системами, работающими в различных модальностях. Третьи подчеркивают реципрокные связи между фМРТ и когнитивными теориями, подчеркивая, как они способствуют взаимному развитию.
В своем завершающем комментарии Мэтер, Кэнвишер и Касиоппо утверждают, что фМРТ способствует получению уникальных результатов в понимании познания. Но, насколько мощным ни был бы метод, исследователи отмечают, что на некоторые вопросы фМРТ никогда не сможет дать ответа.
«Самый лучший подход к поиску ответов на вопросы о познании, – говорят редакторы номера, – заключается в синергетическом подходе и обобщении результатов как от поведенческих, так и от томографических методов, поддержанных широким рядом других методов нейрофизиологических методов».
Литература:
- M. Mather, J. T. Cacioppo, N. Kanwisher. Introduction to the Special Section: 20 Years of fMRI--What Has It Done for Understanding Cognition? Perspectives on Psychological Science, 2013; 8 (1): 41-43.
- and Dynamic Functional Organization of Language: Insights From Functional Neuroimaging Perspectives on Psychological Science January 2013 8: 44-48.