Результаты последних исследований не подтверждают наличие связи между формой лица и агрессией у мужчин. Широкомасштабное исследование данного вопроса, проведенное учеными из Барселоны и Мехико, недавно было опубликовано в журнале PLOS ONE.
Профессор Мирейя Эспарза, работающая в Отделении антропологии Факультета биологии животных Университета Барселоны, совместно с командой ученых из Национального автонономного Университета Мехико провела исследование, которое охватило около пяти тысяч человек из 94 популяций по всему миру. Такой объем выборки позволил провести глобальные оценки формы лица людей, принадлежащих разным расовым типам и культурам и провести точный анализ с учетом различающихся черт. Эксперты основывались на изучении сотношения ширины и высоты лица как возможного предиктора агрессивного поведения в популяции мужчин.
В ходе данной работы были получены новые результаты, которые позволяют отклонить гипотезу о связи формы лица с антисоциальным и криминальным поведением. Подобные предположения были очень популярны в середине и конце 19 века, когда Чезаре Ломброзо на основании многочисленных краниометрических измерений на выборке преступников соотнес особенности строения лица и предрасположенность к совершению тех или иных преступлений. Ломброзо исследовал множество черепов насильников и убийц, и в основном это оказались черепа с отклонениями от идеала. Ломброзо отмечал как основные дефекты скошенный лоб с выступающими лобными костями, сильно развитые надбровные дуги, срезанный подбородок. В середине двадцатого века подобные рассуждения снова стали популярны.
Согласно профессору Эспарзе, "Индекс ширины и высоты лица был использован в нашей работе потому, что, во-первых, это хороший индикатор формы лица и, с другой стороны, он применялся во многих ранее проведенныз работах, где была выявлена корреляция между более широкими лицами и агрессией. Таким образом, мы можем сравнивать наши результаты с другими без каких-либо методических сложностей, связанных с использованием другой меры". Вклад Эспарзы в международное исследование заключался в том, что она реконструировала генеалогию нескольких древних популяций на основании биодемографических данных, полученных по результатам измерения черепов, а также сопоставляла данные анализа отдельных ныне существующих популяций.
Краниометрические индексы и 2D- и 3D-координаты краниометрических точек
Результаты исследования подтвердили полученные в ранних работах данные о том, что между индексом ширины лица и агрессией нет никакой связи. "В нашей работе этот вопрос изучен более глубоко", - отмечает Мирейя Эспарза. - "Использованная нами методология основана на краниометрических измерениях и определении координат краниометрических точек в двумерном и трехмерном пространстве. Благодаря этому нами были получены более точные результаты, чем те, которые сообщались в предыдущих работах, основанных на анализе фотографий. Кроме того, наша работа отличается тем, что выборка составила около пяти тысяч человек из почти сотни популяций со всего земного шара, так что мы смогли провести анализ и сравнить результаты как внутри, там и между популяциями".
"Наконец", - продолжает Мирейя, - "наличие двух особых баз данных: измерения на выборке заключенных из тюрем Мехико, а также измерения черепов, хранящихся в католической церкви города Хальстаф в Австрии, позволили провести более глубокий анализ. Черепа из Австрии были использованы для оценки корреляций между особенностями биографии, записанными в церковных книгах, такими как физическая форма или количество детей, и особенностями черепа. Эта выборка позволила продемонстрировать следующее важное наблюдение: между строением лица и физической формой мужчин нет значимой корреляции. Мексиканская база показала, что относительная ширина лица у преступников, совершивших особо тяжкие и агрессивные преступления, значимо не отличается от таковой у основной популяции".
Ни насилия, ни репродуктивного успеха
Согласно координаторам исследования, экспертам Роландо Гонсалесу Хосе и Хорхе Гомесу Вальдесу, "социальные и политические последствия, которые такая адаптивная гипотеза, не противопоставленная никаким альтернативным объяснениям, может иметь, способны усилить расовые предрассудки, дискриминацию и нетолерантность". Помимо демонстрации того, что черты лица являются плохим предиктором агрессивного поведения, в исследовании также подтверждается, что соотношение ширины и высоты лица не связано с половым диморфизмом. Другими словами, мужчины с более широким лицом (больший индекс отношения ширины лица к его высоте) не являются более агрессивными и не оставляют больше детей. Если бы мужчины с более узким лицом обладали в среднем более подтянутой фигурой, это могло бы стать причиной положительного полового отбора и, следовательно, большего количества детей. Однако, Эспарза заключает: "Наше исследование показало, что между шириной лица и физической формой не выявлено статистической связи, и форма лица не является предиктором поведения".
-
Jorge Gómez-Valdés, Tábita Hünemeier, Mirsha Quinto-Sánchez, Carolina Paschetta, Soledad de Azevedo, Marina F. González, Neus Martínez-Abadías, Mireia Esparza, Héctor M. Pucciarelli, Francisco M. Salzano, Claiton H. D. Bau, Maria Cátira Bortolini, Rolando González-José. Lack of Support for the Association between Facial Shape and Aggression: A Reappraisal Based on a Worldwide Population Genetics Perspective // PLoS ONE, 2013; 8 (1): e52317.