[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] Похвалы детей за их личные качества могут привести к снижению самооценки
Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Похвалы детей за их личные качества могут привести к снижению самооценки

Похвала детей, особенно с низкой самооценкой, за их личные качества, а не за достижения, может привести к тому, что они будут еще больше смущаться. Такой вывод сделан в новом исследовании, опубликованном в журнале «Journal of Experimental Psychology: General» Американской Психологической Ассоциации.

«Такой тип похвалы может привести к негативным последствиям. Родители в попытках поддержать детей и повысить их самооценку и уверенность в себе могут перестараться и только навредить», - утверждает один их авторов исследования Эдди Бруммельман из Утрехтского университета в Нидерландах.

Исследование показало, что дети с низкой самооценкой часто получают одобрение и похвалу родителей не за достижения или усердие, но за свои личностные качества. Такая похвала способна усилить переживания стыда и вины из-за неудач и привести к еще большему снижению самооценки.

В первой части исследования, проведенного в Нидерландах, 357 родителям в возрасте от 29 до 66 лет предлагалось прочитать шесть описаний персонажей – три относились к детям с высокой самооценкой (например, «Лиза обычно довольна своими личностными качествами»), три – к детям с низкой (например, «Рита обычно недовольна собой»). Участников исследования просили написать, как бы они похвалили каждого из этих детей за определенную деятельность, например, за рисование. Число положительных оценок личных качеств (например, «Ты прекрасный художник!») было в среднем вдвое больше по отношению к детям с более низкой самооценкой. Детей с более высокой самооценкой больше хвалили за результат деятельности (например, «Ты нарисовал прекрасный рисунок!»).

«Взрослым может казаться, что если они хвалят детей за их личные качества, это поможет им справиться с низкой самооценкой и поверить в себя. Однако, дети могут воспринимать такую похвалу как утверждение того, что их ценят как личность только если они успешно справляются с деятельностью,» - говорит Бруммельман. – «Если затем у детей что-то не получится, они могут решить, что ни на что не годятся».

Второй эксперимент прояснил данное утверждение. Исследователи опросили 313 детей в возрасте 8-13 лет (из них 54% - девочки) из начальных школ Нидерландов. За несколько дней до начала исследования дети заполнили опросник на самооценку. В день исследования детям говорили, что они должны будут играть в онлайн-игру, оценивающую время реакции, причем их соперником будет другой школьник. В действительности результат игры контролировался компьютером. По результатам игры детям сообщалось, что они выиграли или проиграли. Первые получали похвалу за достигнутый результат или за личные качества. Вторые не получали похвалы (контрольная группа). Затем детям предлагалось провести еще один раунд игры. После этого им снова сообщался результат – выиграли они или нет. В конце исследования дети заполняли опросник относительно переживания стыда. «Проигравшие» дети оценивали уровень стыда как более высокий, если их хвалили за личные качества, по сравнению с другими группами.

Исследователи делают вывод о том, что дети, которые хвалят за успехи, не связывают свою самооценку с успехами, поэтому неудача оценивается ими как временное, ситуативное явление или как следствие недостаточных усилий, но не как следствие личностных недостатков. Бруммельман говорит, что результаты исследования могут быть распространены на детей из большинства западных стран, но, возможно, неприменимы к восточным странам – например, Китаю, где родители могут иначе хвалить своих детей.

Различие между тем, когда хвалят личность и когда хвалят ее заслуги, может быть весьма небольшим, однако они совершенно по-разному влияют на самооценку детей. Об этом рассказывает другой автор статьи, Брэд Бушман, профессор психологии в Университете Огайо. Таким образом, родители и учителя должны в первую очередь хвалить детей за их достижения. «В целом, лучше отмечать достижения детей и не концентрироваться на их личности. Если вы похвалите ребенка, говоря, какой он хороший, затем это может вызвать чувство стыда при неудачах, если похвала не будет правильно воспринята ребенком».

Литература:



Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS