Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Как язык влияет на наше здоровье и благосостояние

Исследование международной команды ученых показывает, что язык влияет на то, как мы думаем о будущем и планируем его.

Может ли язык, на котором мы говорим, определять то, насколько счастливыми и здоровыми мы будем? Новое исследование Кита Чена положительно отвечает на этот вопрос. Структура языка влияет на наши суждения и решения, которые мы принимаем относительно нашего будущего, и последствия такого влияния могут быть весьма долгосрочными.

Множество исследований посвящено тому, как мы представляем свое будущее. Например, исследования показали, что способность противостоять искушению у детей является предиктором их успеха в будущем. Четырехлетним детям давали конфету и говорили, что если они не съедят ее до возвращения экспериментатора, они получат еще одну. Затем экспериментатор выходил из комнаты и через некоторое время возвращался. Когда эти дети выросли, оказалось, что те, кто смог дождаться экспериментатора и не съесть конфету сразу, стали более успешными в жизни.

Зачастую единственным способом достичь результатов, которые важны для нас, является сопротивление сиюминутным порывам. Например, девушка хочет иметь стройную фигуру, но в то же время она хочет съесть вкусный кусочек торта. У некоторых сопротивляться соблазнам получается лучше, чем у других. Они имеют больше шансов сохранить здоровье и быть более успешными в жизни.

Последнее исследование Чена позволяет предположить, что такой неожиданный фактор как язык существенно влияет на наши поступки, ориентированные на будущее. В одних языках настоящее и будущее время четко разделены морфологически. В других такого явного разделения нет. Чен предположил, что те, кто говорит на последних, лучше подготовлены к событиям в будущем, причем они больше внимания уделяют своему здоровью и благосостоянию. Способ рассуждения и операционализации своего будущего похож на способ рассуждения о настоящем. В результате будущее не кажется носителям таких языков слишком удаленным и, следовательно, им проще действовать в настоящем сообразно целям в будущем.

Английский, корейский, русский входят в число тех языков, носители которых говорят о будущем, четко отделяя его от настоящего. Мы обязательно ставим глаголы в форму будущего времени, говоря, например, «я буду делать» или «I will do». Напротив, в китайском, японском и немецком маркеры будущего времени не являются обязательными, и о будущем часто говорят, используя те же формы, что и для настоящего времени. Точное значение фразы можно обычно понять из контекста. Для немцев, японцев и китайцев, таким образом, будущее должно быть ближе, чем для русских, корейцев и англичан. Из этого следует, что сопротивление сиюминутным желаниям легче дается китайцам, чем англичанам.

Чен проверил эту гипотезу, проанализировав данные, собранные в 76 развитых и развивающихся странах, разделив их на две группы по критерию особенностей языка. Данные включали решения, которые люди принимают относительно вложений или траты денег в течение года, язык, на котором они говорят дома, а также демографические и культурно-социальные факторы, например, являются ли денежные сбережения важной культурной ценностью для человека. Кроме того, анализировалась информация о полезных и вредных привычках, таких как курение или регулярные занятия спортом, и самочувствии в пожилом возрасте. Учитывалась и информация о ВВП страны, ее демографические показатели и доля населения, чей родной язык отличается от официального.

Доля заработка, которую люди откладывают на долгосрочную перспективу, обусловлена такими факторами как доход, уровень образования, принадлежность к той или иной конфессии, законодательная система государства, а также культурные ценности. С учетом всех этих факторов проводилась оценка влияния языка на объем сбережений. Оказалось, что говорящие на английском, русском и других языках с обязательными маркерами будущего времени создают сбережения на будущее с вероятностью на 30% меньше, чем говорящие на языках, не дифференцирующих будущее и настоящее. Такое же влияние на сбережения оказывает безработица – уменьшает сбережения на 30%.

Носители языков второго типа чаще откладывают деньги на достойную старость, меньше курят, больше занимаются спортом и в целом являются более здоровыми в пожилом возрасте. Даже доходная часть бюджета стран с такими языками оказывается значительно больше.

Более традиционные факторы для объяснения экономического поведения людей включают диспозициональные, ситуационные, мотивационные и культурные особенности. Диспозициональные, к примеру, изучались в эксперименте с конфетами. Ситуационными факторами может быть даже расположение продуктов в кафе или на полках магазина. Среди исследований мотивационных факторов – например, то, в котором было показано: если сначала отдать небольшие суммы долгов, то в дальнейшем повысится потребность и желание как можно быстрее расплатиться по всем долгам. В исследованиях культурных факторов было показано, что американцы тратят больше, чем им необходимо, потому что подражают богатым и знаменитым людям.

Исследование Чена позволяет предположить, что мы, вероятно, должны больше обращать внимание на разговоры о будущем и той лексике и формах слов, которые используем при этом. Также проведенное исследование возвращает нас к давно обсуждаемой проблеме соотношения языка и сознания, обсуждавшейся еще де Соссюром и Виттгенштейном в начале XX века, а позднее – Стивеном Пинкером. Окончательного решения она так и не получила.

На уровне практического применения результаты исследования могут способствовать тому, чтобы люди действовали в соответствии со своими долгосрочными интересами, а не с сиюминутными порывами.

Литература:

Источник: Scientific American.


 
Медиа: обзоры
Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"? видео 22 ноября 2022

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"?

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome. видео 11 ноября 2022

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome.

Все медиа-обзоры  |  RSS

с 13 декабря 2022
по 17 января 2023
Москва
Онлайн-проект «Как помочь себе в сложных ситуациях?»