Красочные привлекательные картинки в школьных учебниках, цель которых – привлечь внимание и заинтересовать маленьких детей, могут привести к тому, что запоминание материала детьми значительно ухудшится.
Такие результаты были получены исследователями из Университета Огайо, которые обнаружили, что 6-8-летние дети значительно лучше понимают информацию, представленную в виде четких, однотонных, простых графиков без художественных излишеств.
Ученые провели эксперимент, в котором участвовали две группы детей – учащихся 1 и 2 классов начальной школы, а также подготовительной группы детского сада. Одних учили считывать информацию с простых диаграмм, других – с диаграмм, которые были украшены рисунками – например, цветов. Основным результатом эксперимента стало то, что дети из второй группы часто ошибались и оценивали не высоту столбцов диаграммы, а количество нарисованных на ней цветочков.
Эксперимент начинался с того, что исследователь показывал ребенку пример столбчатой диаграммы и рассказывал, как ее читать. Затем понимание ребенка оценивалось при помощи трех тестовых графиков.
На этапе обучения детям предъявлялись графики, на которых содержалась информация о том, сколько ботинок было потеряно за неделю. Двум группам детей предъявлялись, соответственно, диаграммы с изображениями ботинок и без них. На графике с ботинками количество рисунков соответствовало количеству потерянных ботинок – высоте столбца диаграммы. При оценке понимания графиков предъявлялись подобные столбчатые диаграммы с цветами, однако отличие их было в том, что количество рисунков не соответствовало высоте столбцов.
В итоге учащиеся 1 и 2 классов, которые учились на простых графиках, смогли правильно пройти тест в 100% случаев (для дошкольников эта цифра снижалась до 75%). Дети, работавшие с более привлекательными картинками, делали от 30% (второклассники) до 90% (дошкольники) ошибок!
Дженнифер Камински, одна из авторов статьи, опубликованной в журнале «Journal of Educational Psychology», так рассказывает об исследовании: «Возможно, графики, украшенные рисунками, являются более интересными и привлекательными для маленьких детей, чем скучные однотонные диаграммы. Однако, степень увлеченности процессом обучения не гарантирует его эффективности: дети зачастую неспособны сфокусировать внимание на существенных признаках объекта и той информации, которую им нужно получить из графика».
Проблема зрительных дистракторов, или отвлекающих свойств объекта, нерелевантных задаче, важна не только для фундаментальной науки, но и для прикладных целей обучения. Когда авторы исследования опросили 16 учителей начальной школы и воспитателей детских садов о том, стали бы они использовать в обучении яркие, красочные графики с картинками, все они сказали, что сделали бы это. Интуитивно учителя считают, что чем ярче график, тем он будет эффективнее при обучении детей.
«При разработке наглядных пособий для обучения маленьких детей следует учитывать уровень развития их способностей к фокусировке внимания. Нужно быть уверенным, что визуальный материал помогает им выделить существенные признаки», – утверждает Камински. – «При этом всякая лишняя информация, не являющаяся необходимой для усвоения материала, будет ему только мешать».
Литература:
-
Jennifer A. Kaminski, Vladimir M. Sloutsky. Extraneous perceptual information interferes with children's acquisition of mathematical knowledge // Journal of Educational Psychology, 2013; 105 (2): 351 DOI: 10.1037/a0031040.