Печальная музыка может вызывать у слушателя и положительные эмоции. Это показано в новом исследовании японских ученых Аи Каваками и др. из Университета искусств Токио и Института наук о мозге RIKEN. Статья опубликована в журнале Frontiers in Psychology и находится в открытом доступе. Полученные результаты позволяют объяснить, почему многим так нравится слушать грустную музыку.
Каваками с коллегами попросили 44 добровольцев, в число которых входили как музыканты, так и неспециалисты в этой области, прослушать два отрывка печальной музыки и один отрывок радостной. Каждый из участников исследования затем должен был оценивать свое восприятие музыкальных фрагментов и собственное эмоциональное состояние, используя заранее определенный набор ключевых слов.
Ученые показали, что прослушивание печальных музыкальных фрагментов вызывает противоречивые эмоции, поскольку участники исследования воспринимали грустную музыку как более трагичную, менее романтичную и менее жизнерадостную, чем они оценивали самих себя при ее прослушивании.
«В целом, - пишут ученые, - грустная музыка вызывает у слушателя печаль, которая расценивается как негативная эмоция. Однако, если бы грустная музыка действительно приводила только к негативным переживаниям, мы не стали бы ее слушать. Музыка, которая воспринимается грустной, в действительности вызывает и романтические чувства. Такие ощущения и амбивалентность эмоций возникают независимо от степени музыкального образования слушателя».
Кроме того, в отличие от печали, которую мы переживаем в повседневной жизни, грусть, возникающая под влиянием произведений искусства, на самом деле переживается как приятное чувство. Возможной причиной этого может быть то, что искусство и связанные с ним переживания не представляют реальной опасности для человека. Оно помогает человеку справляться с повседневными трудностями и негативными эмоциями в реальной жизни.
Литература:
Kazuo Okanoya, Kentaro Katahira, Kiyoshi Furukawa, Ai Kawakami. Sad music induces pleasant emotion. Frontiers in Psychology, 2013; 4 DOI: 10.3389/fpsyg.2013.00311