В то время как в России начинает действовать новый закон об образовании, привнесший в жизнь учреждений среднего и высшего образования множество нововведений, в других государствах пытаются понять, чего же хотят сами ученики и оценить те или иные влияния школьной программы на то, насколько детям приятно ходить в школу.
Так, новое исследование финских ученых, опубликованное в журнале Music Education Research (Исследования музыки в образовании), посвящено изучению того, влияет ли увеличение количества уроков музыки в школе на удовлетворенность учащихся своей школой. В исследовании участвовало 735 учеников из 3 и 6 классов 10 финских школ, в которых музыку преподают больше, чем заложено в стандартной программе, и из контрольных классов с обычной программой.
Согласно полученным результатам, по большинству оцениваемых параметров различия между классами с расширенным музыкальным образованием и контрольными классами были значимы для учеников 6 класса. В частности, отличались факторы общей удовлетворенности, предоставляемых школой возможностей и достижений учащихся, климат в классе и идентичность со своим классом. Однако, для детей, обучающихся в 3 классе, таких различий выявлено не было, что позволяет говорить о влиянии некоторого фактора во время обучения с 3 по 6 класс. Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что именно расширенная программа музыки – 4 часа по сравнению с 1 часом в неделю в контрольных классах – приводит в конечном счете к большей удовлетворенностью школой.
Итак, дополнительное музыкальное образование изменяет отношение к школе. Но возможно, что это не связано с уроками именно музыки, а является следствием любого вида дополнительного образования? Ученые проверили эту гипотезу, сравнив результаты первой серии исследования с показателями 98 детей из классов с расширенной программой по физкультуре и изобразительному искусству. Однако, и в 6 классе их удовлетворенность школой не отличалась от таковой для контрольных классов.
Как говорят авторы исследования, «наиболее популярными видами активности на дополнительных занятиях музыкой являются пение в хоре и выступления в ансамбле. Как показали другие исследования, людям нравится заниматься такой деятельностью, когда они работают в команде, синхронизируясь с другими ее членами. При этом возрастает отождествление себя с группой и даже увеличивается степень доверия к окружающим». Таким образом, ученые считают, что при хоровом пении или танце в ансамбле учащиеся синхронизируют свои действия, чего нет на уроках рисования или физкультуры.
Частично объяснить полученные результаты может тот факт что девочки, с одной стороны, составляют большинство в «музыкальных» классах, и они же, с другой, обычно оценивают свою удовлетворенность школой несколько выше. Однако, гендерные различия могут объяснить не все различия. После соответствующей поправки на соотношение девочек и мальчиков оказалось, что именно у последних расширенные уроки музыки сильнее повышают оценку школы и школьной жизни.
Финская школьная система в гораздо большей степени, чем системы других стран, основана на равенстве учеников. Их не делят на коррекционные и продвинутые классы, и, пожалуй, отбор по способностям к музыке в музыкальные классы – единственный отбор по способностям в финской школе.
«Финская система дополнительного музыкального образования уникальна. Именно поэтому аналогичные исследования не могли быть проведены в других странах», - говорят авторы статьи. Однако, они также считают возможным такое объяснение, что основные компоненты дополнительной музыкальной подготовки – хоровое пение и совместное музицирование – могут быть реализованы и на обычном уроке музыки в любой школьной программе любой страны. А положительные эффекты от введения дополнительных уроков музыки и искусства оказываются просто невероятными.
Напомним, что финское образование считается одним из самых эффективных в мире. Возможно, некоторые его особенности могли бы быть учтены и в отечественной образовательной системе.
Литература:
-
Päivi-Sisko Eerola, Tuomas Eerola. Extended music education enhances the quality of school life // Music Education Research, 2013. DOI:10.1080/14613808.2013.829428