По словам британских возрастных психологов, «Сама идея того, что как только вам стукнуло 18, вы становитесь взрослым, представляется не совсем корректной». Лаверн Антробус так оценивает свой опыт общения с молодыми юношами и девушками: «Даже после 18 многим из них требуется значительная поддержка со стороны родителей и других более взрослых людей». Исходя из подобных соображений, возрастные психологи могут получить новые рекомендации, согласно которым им в будущем придется работать не только с детьми и подростками до 18 лет, но и с молодежью до 25 лет.
По мнению Антробус, «психологи в последнее время гораздо лучше осведомлены о процессе развития человека после 18 лет, и я думаю, что это действительно хорошая инициатива». Мы слишком часто стремимся, чтобы наши дети достигли определенных целей в жизни как можно раньше, в связи с чем детство и подростковый возраст фактически заканчиваются слишком рано.
Раньше нейрофизиологи и физиологи развития считали, что к раннему подростковому возрасту мозг уже является полностью завершившим свое созревание и развитие, однако сегодня преобладает такая точка зрения, согласно которой развитие мозга не прекращается и после 20, и после 30 лет. Более того, существует ряд подтверждений тому, что мозг так или иначе развивается в течение всей жизни.
В подростковый период способ переработки информации, получаемой из окружающего мира, резко меняется по сравнению с тем, как смотрел на мир ребенок. Новые методы сканирования мозга приводят фактические данные относительно изменений, происходящих в мозге.
Особенно важным это представляется в том случае, если речь идет о социальном мышлении, планировании, решении проблем и понимании. Поскольку мозг реорганизует свою работу в течение жизни человека, это означает, что различные в различные периоды жизни мы используем разные стратегии мышления.
Ключевой областью мозга, связанной с наибольшим количеством изменений в подростковый период, является префронтальная кора. На фМРТ-исследованиях видны различия между способами переработки информации у детей, подростков и взрослых.
Новое руководство должно помочь оградить молодых, развивающихся людей, достигших возраста 18 лет, от попадания в те «мертвые зоны», которые не охвачены системами здравоохранения и образования, когда фактически будучи еще подростком, молодой юноша или девушка должны примерять на себя социальный статус взрослого. Наше понимание эмоциональной и поведенческой зрелости, гормональных особенностей, и, что особенно важно, активности мозга, должно измениться.
За последние годы нейронаука шагнула настолько далеко вперед, и сегодня мы уже не считаем, что развитие мозга просто останавливается в определенный момент, а в действительности, экспериментальные данные говорят о продолжении развития мозга после двадцати.
Ученые делят подростничество на три этапа: ранний – 12-14 лет; средний – 15-17 лет и поздний – после 18. Развитие познавательных функций продолжается и в течение этой последней стадии, когда эмоциональная зрелость, образ Я и самооценка продолжают формироваться в процессе развития префронтальной коры. Гормональное развитие также активно продолжается после 18.
«Гормональный взрыв у тех подростков в возрасте 16-18 лет, с которыми я общалась, проявляется настолько сильно, что невозможно представить, что к 18 он завершится», - говорит Антробус.
Многие подростки, возможно, хотели бы дольше оставаться со своими родителями, поскольку во время формирования их Я им требуется поддержка более опытных старших родственников. И родителям необходимо осознавать, что не все подростки взрослеют отновременно.
Однако, существует ли риск воспитать поколение Питеров Пэнов, не желающих взрослеть? Такой образ пропагандируется в СМИ, и число взрослых детей, живущих со своими родителями, год от года растет. Френк Фуреди, профессор социологии в Университете Кента, рассказывает: «в мои студенческие годы считалось, что если однокурсники увидят вас с родителями, ваша репутация будет испорчена. Сегодня это норма.
Так в каком же возрасте человека уже можно считать взрослым? По мнению Антробус, это тот момент, когда «и вы, и ваши родители хотят и могут быть независимыми друг от друга». Согласно другой точке зрения, «вы повзрослели, когда больше не воспринимаете окружающих как взрослых, а себя – как ребенка, и все остальные думают так же».
А как думаете вы, в каком возрасте человек может считаться взрослым?