Начиная со снижения стресса у пациентов и заканчивая их согласием и готовностью к медицинским процедурам – психология на сегодняшний день незаменима не только для лечения «болезней души», психических расстройств, но и «болезней тела» – соматических заболеваний. Более того, граница между последними, на самом деле, вряд ли может быть проведена. В связи с этим психология заняла прочное место в списке предметов, необходимых для изучения в медицинских вузах студентами по всему миру. Однако, хотя значимость курсов психологии признается руководством вузов и разработчиками образовательных программ, профессора, преподающие психологию медикам, не всегда разделяют такое мнение. В свою очередь, их скептическое отношение к преподаваемому предмету передается и студентам.
Как показало исследование, студенты-медики в ирландских университетах оценивают преподаваемую им психологию как бесполезную науку. Чтобы понять причины этого феномена, ученые из Университета Лимерика провели интервью с 19 студентами медицинских специальностей (среди них было 10 женщин и 9 мужчин). Задачей исследователей было выявление причин и особенностей негативного отношения к психологии.
Респондентов спрашивали о том, как преподается психология в их вузе. Некоторые из них действительно говорили о том, что психология важна для их карьеры, однако другие характеризовали ее как необязательный предмет, легкомысленные рассуждения, не имеющие ничего общего с реальностью. Среди всех студентов бытовало мнение о том, что психология – не наука, и она не столь важна, как биологические и медицинские дисциплины. По мнению студентов, «в психологии не так много доказанных фактов».
Полные расшифровки интервью были подвергнуты контент-анализу, который выявил четыре основные темы: отношение к преподаванию психологии, культура преподавания, особенности учебного плана и карьерные планы студентов. Отрицательное отношение к предмету в основном передавалось студентам от преподавателя, который скептически относился к психологии. Студенты-медики воспринимали знания в области психологии как не обязательные для их профессионального роста. В целом исследование показало, что принятие психологии медиками возможно только в том случае, если все участники образовательного процесса будут ценить и уважать опыт и компетенции представителей различных специальностей.
Студенты понимали, что от них ожидают понимания общей картины болезни и пациента, а не только прикладных знаний о том, какое лекарство в каком случае использовать. Но в то же время, по их собственному признанию, они ощущали, что сами преподаватели преуменьшают значение психологии. Такое убеждение дополнительно подкреплялось и тем неформальным способом преподавания и оценки знаний, который характерен для курса психологии.
Далее, ситуация усугублялась еще и тем, что преподавание психологии носило в основном теоретический характер, и студенты жаловались на отсутствие реальных примеров из жизни и невозможность применения полученных психологических знаний. Студенты, учебная нагрузка которых весьма велика, зачастую просто не находили времени на посещение лекций по психологии.
Еще один аспект проблемы, выявленный исследователями, связан со специализацией студентов-медиков и их дальнейшими карьерными планами. Некоторые студенты считали, что психология может пригодиться только врачам общей практики, но не узким специалистам в какой-то конкретной области.
Исследователи делают вывод о том, что несмотря на существенные изменения в учебном плане медиков и включения в него психологических дисциплин, психология все еще вынуждена бороться за то, чтобы ее признали. И это, прежде всего, задача всех участников образовательного процесса в медицинских вузах.
Литература:
-
Stephen Gallagher, Sarah Wallace, Yoga Nathan, and Deirdre McGrath (2013). ‘Soft and fluffy’: Medical students’ attitudes towards psychology in medical education Journal of Health Psychology DOI: 10.1177/1359105313499780