[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] Как наши музыкальные предпочтения меняются с возрастом
Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Как наши музыкальные предпочтения меняются с возрастом

В прошедшем столетии человечество стало настолько активно слушать музыку, что сегодня то, что ты слушаешь, является важным личностным конструктом, а также основой многих социальных и культурных направлений и субкультур. Для многих людей восприятие себя как личности тесно связано с предпочитаемой музыкой. Поэтому мы, вероятно, не захотим признать, что наши музыкальные вкусы с возрастом меняются и становятся менее радикальными.

По данным нового исследования, когда мы взрослеем, музыка остается для нас столь же важной, однако предпочитаемые музыкальные направления меняются, адаптируясь под определенные жизненные обстоятельства, с которыми мы сталкиваемся, под наши изменяющиеся социальные и психологические потребности.

Одно из предположений, которое выдвигают исследователи, заключается в том, что в подростковом возрасте мы слушаем ту или иную музыку для самоопределения, поиска себя и своей идентичности. Затем мы используем музыкальный стиль как средство установления социальных контактов, поиска партнера, и затем – как самовыражение, отражение своего интеллекта, статуса и лучшего эмоционального понимания.

Исследователи утверждают, что проведенная ими работа – первое систематическое изучение того, какими способами и путями идет взаимодействие человека с музыкой начиная с подросткового возраста и заканчивая зрелостью. Статья, отражающая основные результаты работы, опубликована в журнале «Journal of Personality and Social Psychology».

Используя данные, полученные в результате интернет-опроса более чем четверти миллиона человек в течение десяти лет, исследователи разделили все музыкальные жанры на пять типов, в соответствии с эмпирически выделенными категориями и тем, что они назвали «моделью музыки»: это мягкий, незамысловатый, утонченный, интенсивный, современный типы. Эти пять категорий включают различные жанры, сходные по своим музыкальным и психологическим характеристикам – например, по громкости звука и сложности композиций.

Затем ученые построили паттерны предпочтения тех или иных типов людьми различных возрастов и оценили, как меняется предпочтение музыки в зависимости от тех или иных индивидуально-психологических особенностей слушателей.

«Этот проект начался с общего представления о том, что музыкальные вкусы после юности уже не развиваются и не меняются в зрелом возрасте. И большая часть имевшихся до сегодняшнего дня исследований подтверждали это предположение. Однако, основываясь на исследованиях из других психологических областей, а также на нашем собственном опыте, мы не были в этом убеждены», - рассказывает автор исследования Ариэль Боннвиль-Русси из Кембриджа.

Исследование показало, что, как и ожидалось, самый «музыкальный» возраст – подростковый, когда происходит короткий и резкий всплеск прослушивания «интенсивной» музыки и начало устойчивого подъема интереса к «современной». В категорию «интенсивной» музыки авторы исследования относят панк-рок, металл и другие достаточно агрессивные жанры. Пик предпочтения таких стилей связан именно с подростковым возрастом, затем, уже в ранней взрослости, интерес к ним снижается. «Современная» музыка – в частности, поп и рэп – достигает плато, которое держится вплоть до средних лет.

«Подростковый возраст характеризуется потребностью к самоопределению, и музыка – один из самых быстрых и легких способов это сделать», - рассказывает Джейсон Рентфроу, руководитель данного исследования. «Поиск подростками независимости зачастую принимает форму протеста и противопоставления себя родителям. При этом «интенсивная музыка», которая рассматривается как агрессивная, напряженная и характеризуется громкими, часто искаженными звуками, часто имеет мятежный, бунтарский характер и позволяет подросткам выразить свое стремление к самостоятельности, ключевое на этом возрастном этапе».

С течением времени, в ранней взрослости, «интенсивная» музыка уступает место «современной» и затем «мягкой», такой как электронная музыка и R & B. Наступает второй музыкальный возраст. Эти новые предпочтения рассматриваются как «романтические, эмоционально позитивные и танцевальные».

«Когда мы преодолеваем стремление к самостоятельности, новый жизненный этап требует решения новых задач: молодые люди и девушки ищут свою вторую половину, и музыка, предпочитаемая в этот период, часто подбирается так, чтобы соответствовать романтической обстановке и тем обстоятельствам, в которых люди ищут себе партнеров: на вечеринках, в барах, клубах и так далее. В то время как первый музыкальный возраст – время поиска независимости, следующий за ним этап – это поиск признания окружающих».

Третий музыкальный возраст, которые выявили исследователи, связан с преобладанием интереса к «утонченной» и «незамысловатой» музыки. К первой категории относятся джаз и классика, ко второй – музыка кантри, фолк и блюз. Оба этих типа музыки, по мнению ученых, являются «позитивными и расслабляющими». При этом утонченная музыка отражает сложную эстетику высокого культурного уровня, который может быть связан с социальным статусом и интеллектом, а «незамысловатая» - те эмоции, которые, прежде всего, связаны с семейными ценностями и теми или иными семейными событиями, которые к данному возрасту большинство уже пережили.

Когда мы уже прочно стоим на ногах, наша личность сформировалась и у нас появилось намного больше ресурсов для выражения себя – это карьера, семья, дом – музыка все еще остается дополнительным источником самовыражения. На этом этапе мы часто хотим повышать свой социальный статус, интеллект и благосостояние, что и приводит к предпочтению «утонченной» музыки. Ключевой аспект этого периода жизни – поиск социального статуса. В то же время для многих людей этот возрастной период перенасыщен работой, отношениями в семье, и в музыке они ищут расслабления, отдыха.

Боннвиль-Русси добавляет: «Благодаря огромному объему нашей выборки, собранной при помощи социальных каналов СМИ и через интернет, мы смогли выявить чрезвычайно устойчивые тенденции в музыкальных предпочтениях людей. Мне кажется чрезвычайно интересным то, что настолько тривиальное поведение как прослушивание музыки позволяет выявить связи с таким количеством индивидуально-психологических, возрастных и других аспектов».

 

Литература:

Arielle Bonneville-Roussy, Peter J. Rentfrow, Man K. Xu, Jeff Potter. Music through the ages: Trends in musical engagement and preferences from adolescence through middle adulthood.Journal of Personality and Social Psychology, 2013; 105 (4): 703 DOI: 10.1037/a0033770



Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS