В прошедшем столетии человечество стало настолько
активно слушать музыку, что сегодня то, что ты слушаешь, является важным
личностным конструктом, а также основой многих социальных и культурных
направлений и субкультур. Для многих людей восприятие себя как личности тесно
связано с предпочитаемой музыкой. Поэтому мы, вероятно, не захотим признать,
что наши музыкальные вкусы с возрастом меняются и становятся менее
радикальными.
По данным нового исследования, когда мы взрослеем, музыка остается для нас столь же важной, однако предпочитаемые музыкальные направления меняются, адаптируясь под определенные жизненные обстоятельства, с которыми мы сталкиваемся, под наши изменяющиеся социальные и психологические потребности.
Одно из предположений, которое выдвигают исследователи, заключается в том, что в подростковом возрасте мы слушаем ту или иную музыку для самоопределения, поиска себя и своей идентичности. Затем мы используем музыкальный стиль как средство установления социальных контактов, поиска партнера, и затем – как самовыражение, отражение своего интеллекта, статуса и лучшего эмоционального понимания.
Исследователи утверждают, что проведенная ими работа – первое систематическое изучение того, какими способами и путями идет взаимодействие человека с музыкой начиная с подросткового возраста и заканчивая зрелостью. Статья, отражающая основные результаты работы, опубликована в журнале «Journal of Personality and Social Psychology».
Используя данные, полученные в результате
интернет-опроса более чем четверти миллиона человек в течение десяти лет,
исследователи разделили все музыкальные жанры на пять типов, в соответствии с
эмпирически выделенными категориями и тем, что они назвали «моделью музыки»:
это мягкий, незамысловатый,
утонченный, интенсивный,
современный типы. Эти пять категорий включают различные жанры,
сходные по своим музыкальным и психологическим характеристикам – например, по
громкости звука и сложности композиций.
Затем ученые построили паттерны предпочтения тех или иных типов людьми различных возрастов и оценили, как меняется предпочтение музыки в зависимости от тех или иных индивидуально-психологических особенностей слушателей.
«Этот проект начался с общего представления о том, что музыкальные вкусы после юности уже не развиваются и не меняются в зрелом возрасте. И большая часть имевшихся до сегодняшнего дня исследований подтверждали это предположение. Однако, основываясь на исследованиях из других психологических областей, а также на нашем собственном опыте, мы не были в этом убеждены», - рассказывает автор исследования Ариэль Боннвиль-Русси из Кембриджа.
Исследование показало, что, как и ожидалось,
самый «музыкальный» возраст – подростковый, когда происходит короткий и резкий
всплеск прослушивания «интенсивной» музыки и начало устойчивого подъема
интереса к «современной». В категорию «интенсивной» музыки авторы исследования
относят панк-рок, металл и другие достаточно агрессивные жанры. Пик
предпочтения таких стилей связан именно с подростковым возрастом, затем, уже в
ранней взрослости, интерес к ним снижается. «Современная» музыка – в частности,
поп и рэп – достигает плато, которое держится вплоть до средних лет.
«Подростковый
возраст характеризуется потребностью к самоопределению, и музыка – один из
самых быстрых и легких способов это сделать», - рассказывает Джейсон Рентфроу,
руководитель данного исследования. «Поиск подростками независимости зачастую
принимает форму протеста и противопоставления себя родителям. При этом
«интенсивная музыка», которая рассматривается как агрессивная, напряженная и
характеризуется громкими, часто искаженными звуками, часто имеет мятежный,
бунтарский характер и позволяет подросткам выразить свое стремление к
самостоятельности, ключевое на этом возрастном этапе».
С течением времени, в ранней взрослости, «интенсивная» музыка уступает место «современной» и затем «мягкой», такой как электронная музыка и R & B. Наступает второй музыкальный возраст. Эти новые предпочтения рассматриваются как «романтические, эмоционально позитивные и танцевальные».
«Когда мы преодолеваем стремление к самостоятельности, новый
жизненный этап требует решения новых задач: молодые люди и девушки ищут свою
вторую половину, и музыка, предпочитаемая в этот период, часто подбирается так,
чтобы соответствовать романтической обстановке и тем обстоятельствам, в которых
люди ищут себе партнеров: на вечеринках, в барах, клубах и так далее. В то
время как первый музыкальный возраст – время поиска независимости, следующий за
ним этап – это поиск признания окружающих».
Третий музыкальный возраст, которые выявили
исследователи, связан с преобладанием интереса к «утонченной» и
«незамысловатой» музыки. К первой категории относятся джаз и классика, ко
второй – музыка кантри, фолк и блюз. Оба этих типа музыки, по мнению ученых,
являются «позитивными и расслабляющими». При этом утонченная музыка отражает
сложную эстетику высокого культурного уровня, который может быть связан с
социальным статусом и интеллектом, а «незамысловатая» - те эмоции, которые,
прежде всего, связаны с семейными ценностями и теми или иными семейными
событиями, которые к данному возрасту большинство уже пережили.
Когда мы уже прочно стоим на ногах, наша личность сформировалась
и у нас появилось намного больше ресурсов для выражения себя – это карьера,
семья, дом – музыка все еще остается дополнительным источником самовыражения.
На этом этапе мы часто хотим повышать свой социальный статус, интеллект и
благосостояние, что и приводит к предпочтению «утонченной» музыки. Ключевой
аспект этого периода жизни – поиск социального статуса. В то же время для
многих людей этот возрастной период перенасыщен работой, отношениями в семье, и
в музыке они ищут расслабления, отдыха.
Боннвиль-Русси добавляет: «Благодаря огромному объему нашей выборки, собранной при помощи социальных каналов СМИ и через интернет, мы смогли выявить чрезвычайно устойчивые тенденции в музыкальных предпочтениях людей. Мне кажется чрезвычайно интересным то, что настолько тривиальное поведение как прослушивание музыки позволяет выявить связи с таким количеством индивидуально-психологических, возрастных и других аспектов».
Литература:
Arielle Bonneville-Roussy, Peter J. Rentfrow, Man K. Xu, Jeff Potter. Music through the ages: Trends in musical engagement and preferences from adolescence through middle adulthood.. Journal of Personality and Social Psychology, 2013; 105 (4): 703 DOI: 10.1037/a0033770