В ходе воспитания мы, к сожалению, чаще видим в телесности ребенка природную данность и верим в незыблемые законы органическое созревания, пытаясь в лучшем случае создавать условиях для того, чтобы они сработали своевременно и безболезненно. Не всегда отдавая себе отчет в том, что «автором», творцом своего тела, его потенциала, включая потенциал здоровья может стать только сам ребенок – в сотрудничество со взрослым. В том, что органическое созревание со временем превращается из предпосылки в часть и результат процесса личностного роста. В том, что, занимаясь оздоровлением детей, необходимо не только воздействие на наличное телесное состояние, а особая работа по «развитию здоровья» ребенка (которой, кстати, «ждет» человеческая природа, ибо она рассчитана на такое «соавторство» с нашей стороны). В том, что «здоровый дух» сам строит для себя «здоровое тело». В том, что здоровый образ жизни должен вначале сформироваться в детском воображении и выстроен силой творческого действия ребенка и взрослого.
Именно на этом основана развивающая педагогика оздоровления – новое направление междисциплинарных исследований и практики дошкольного образования. Назовем и раскроем принципы, на которые оно опирается.
Первый принцип - это развитие творческого воображения - главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображение становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Недостаток существующих медико-педагогических практик, на наш взгляд, и состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических усилий. В действительности связь между этими усилиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. «Посредник» - развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит его воображение. Именно через нее лежит путь от оздоровительного «воздействия» к оздоровительному эффекту. Слово «воздействие» взято в кавычки потому, что никакое однонаправленное влияние на ребенка полноценного оздоровительного эффекта гарантировать не может.
Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым (впрочем, как и все остальные), это - формирование осмысленной моторики, феномен которой был открыт выдающимся А.В. Запорожцем. Осмысленная моторика и есть «сила воображения», перешедшая в план реального умения.
Третий принцип оздоровительной работы - создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Этот приоритет реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, которые мы рекомендуем применять в ДОУ.
Наконец, четвертый принцип - формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
Мы в нашей работе рассматриваем движение не как на исполнительный акт, а как способ обращение к другому человеку, включая те случаи, когда этим «другим» для себя выступает сам «обращающийся», ребенок. Поэтому мы и говорим о «выразительной» ходьбе, «выразительном» беге и т.д. Имея в виду не столько внешнюю экспрессивность движения, сколько передачу глубоко личного, сокровенного или общезначимого смысла ближнему.
Читать статью полностью на сайте В.Т. Кудрявцева.