Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

В. Кудрявцев «Дано мне тело…» О развивающей педагогике оздоровления

В ходе воспитания мы, к сожалению, чаще видим в телесности ребенка  природную данность и верим в незыблемые законы органическое созревания, пытаясь в лучшем случае создавать условиях для того, чтобы они сработали своевременно и безболезненно. Не всегда отдавая себе отчет в том, что «автором», творцом своего тела, его потенциала, включая потенциал здоровья может стать только сам ребенок – в сотрудничество со взрослым. В том, что органическое созревание со временем превращается из предпосылки в часть и результат процесса личностного роста. В том, что, занимаясь оздоровлением детей, необходимо не только воздействие на наличное телесное состояние, а особая работа по «развитию здоровья» ребенка (которой, кстати, «ждет» человеческая природа, ибо она рассчитана на такое «соавторство» с нашей стороны). В том, что «здоровый дух» сам строит для себя «здоровое тело». В том, что здоровый образ жизни должен вначале сформироваться в детском воображении и выстроен силой творческого действия ребенка и взрослого.

Именно на этом основана развивающая педагогика оздоровления  – новое направление междисциплинарных исследований и практики дошкольного образования. Назовем и раскроем принципы, на которые оно опирается.      

Первый принцип - это развитие творческого воображения - главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображение становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Недостаток существующих медико-педагогических практик, на наш взгляд, и состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических усилий. В действительности связь между этими усилиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она  всегда  носит опосредованный характер. «Посредник» - развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит его воображение.  Именно через нее лежит путь от оздоровительного «воздействия»  к оздоровительному эффекту. Слово «воздействие» взято в кавычки потому, что никакое однонаправленное влияние на ребенка полноценного оздоровительного эффекта гарантировать не может.

Второй  принцип оздоровительно-развивающей работы  тесно связан с первым (впрочем, как и все остальные), это - формирование осмысленной моторики, феномен которой был открыт выдающимся А.В. Запорожцем. Осмысленная моторика и есть «сила воображения», перешедшая в план реального  умения.

Третий принцип оздоровительной работы  - создание и закрепление целостного позитивного психосомати­ческого состояния при выполнении различных видов деятельности. Этот приоритет реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, которые мы рекомендуем применять в ДОУ.

Наконец, четвертый принцип  - формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Мы в нашей  работе рассматриваем движение не как на исполнительный акт, а как способ обращение к другому человеку, включая те случаи, когда этим «другим» для себя выступает сам «обращающийся», ребенок. Поэтому мы и говорим о «выразительной» ходьбе, «выразительном» беге и т.д.  Имея в виду не столько  внешнюю экспрессивность движения, сколько передачу глубоко личного, сокровенного или общезначимого смысла ближнему.

 

Читать статью полностью на сайте В.Т. Кудрявцева.


 
Медиа: обзоры
Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"? видео 22 ноября 2022

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"?

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome. видео 11 ноября 2022

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome.

Разговор со спикерами и руководителями секций конференции молодых исследователей образования видео 14 октября 2022

Разговор со спикерами и руководителями секций конференции молодых исследователей образования

Все медиа-обзоры  |  RSS

с 13 декабря 2022
по 17 января 2023
Москва
Онлайн-проект «Как помочь себе в сложных ситуациях?»