[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] Социализация молодежи, оставшейся без поддержки семьи
Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Социализация молодежи, оставшейся без поддержки семьи

В современном динамичном обществе крайне остро стоит проблема социализации и адаптации к окружающей социальной среде у молодежи. Для тех, кто еще недавно был подростком, чрезвычайно важно найти свое место в мире, свой жизненный путь. Это непросто дается молодым людям, которых поддерживают родные и близкие – что уж говорить о тех, у кого нет надежной опоры в виде семьи, тех, кто остался без попечения родителей.

В масштабном исследовании, проведенном в 2011-2012 гг. среди студентов города Твери, было выявлено, что сироты меньше ориентированы на свое будущее и чаще «застревают» в прошлом. Автор статьи, опубликованной в журнале Культурно-историческая психология, О.В. Сулимина, говорит, что «по сравнению с юношами и девушками из семей, сироты негативно относятся к матери, к отцу и к самим себе». Сироты переживают чувство вины за прошлые события в их семьях. Удовлетворенность жизнью у них также ниже, чем у тех, кто вырос в семье. Cироты мужского пола более негативно относятся к матери, чем сироты-девушки. По мнению авторов, это имеет большое значение в связи с тем, что этот негативный образ матери, искаженный, можно сказать, «неисполненный» образ «хранительницы очага» во внутреннем мире сироты может впоследствии привести к «переносу» его на реальную девушку, будущую мать его детей и иметь соответствующие последствия.

Сироты больше других  являются группой риска, «слабым звеном», на которое следует обратить пристальное внимание при психологической и психотерапевтической работе.

По результатам исследования, в ходе которого девушки и юноши заполняли ряд опросников, авторы разделили всю выборку на несколько групп. В первую группу, которая была названа «внешне ориентированной», входят сироты, которые на данный момент жизни уверены, что не смогут достичь многого из того, что получается у других, им не повезло в жизни и с этим они ничего поделать не могут; в своих действиях они руководствуются импульсами, причем чаще агрессивными. Другая группа названа «автономной» – ее представители имеют высокий уровень личностного развития. Третья группа, «импульсивная», включает равное количечество юношей и девушек, которые стремятся к действиям вне зависимости от того, мотивируют ли их к этому собственные желания, социальные ожидания или сиюминутная ситуация. В группе «отчужденных», среди которых только четверть девушек, сироты демотивированы, отчуждены, не видят смысла участвовать в происходящем вокруг них.

Наиболее психологически зрелым и здоровым является автономный путь личностного развития. Отчужденный путь личностного развития наблюдается у психологически неблагополучных, пассивные юношей, с достаточно высоким уровнем личностного развития, которые не вмешиваются в про исходящее вокруг них.

Автор подчеркивает, что проведенное исследование имеет значение при сопровождении обучения и воспитания сирот в стенах вузов и лицеев. Специалистам, осуществляющим такое сопровождение, необходимо оказывать молодым людям помощь в самореализации, в раскрытии и развитии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы, мобилизации собственных личностных ресурсов самодетерминации.

Литература:



Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS