Забывание информации, которую мы сохранили в компьютере, может иметь свои преимущества.
Несколько лет назад исследователи показали, что люди хуже помнили информацию, которую они сохранили в компьютере. Технофобы тут же заинтересовались этим: "Представьте себе, что в будущем люди настолько привыкнут к любой информации, доступной извне, что они не будут усваивать какие-либо факты вообще", - писала Сьюзан Гринфилд.
Конечно, в этой логике есть много недостатков, и не в последнюю очередь - то, что старомодный акт записи информации на бумаге также может привести к ее забыванию. Новое исследование было сосредоточено на еще одном важном моменте: забыть информацию, которая всегда доступна для нас извне, может быть выгодно – это позволяет нам освободить познавательные ресурсы, чтобы лучше усвоить новую информацию.
Бенджамин Сторм и Шон Стоун проверили эту возможность и провели три эксперимента с участием десятков испытуемых (студентов). Исследования строились по единой логике. Студенты начинали с запоминания списка из десяти слов в одном компьютерном файле, который впоследствии их просили воспроизвести. Затем они переходили на второй файл с новым списком слов для изучения. После 20-секундной задержки они воспроизводили этот второй список.
Ключевой результат состоит в том, что студенты показали лучшие результаты при запоминании второго списка, если ранее им давали возможность сохранить файл с первым списком. Как будто они знали, что если первый файл сохранен, то они могут целенаправленно забыть входившие в него слова и сосредоточить все свои умственные ресурсы на втором списке.
Этот вывод подтвердился и последующими экспериментами. В том случае, когда сохранение файла было невозможным (они пропадали), процесс сохранения больше не увеличивал эффективность воспроизведения второго списка. Кроме того, когда первый список был составлен только из двух слов, и, следовательно, не занимал много ресурсов в памяти, акт сохранения его на компьютер больше не облегчал воспроизведение второго списка.
Почему же еще сохранение информации на внешних носителях может способствовать усвоению нового материала? Еще одно интересное предположение, сделанное исследователями, заключается в том, что акт сохранения может являться границей между двумя событиями, сохраняющимися в памяти, помогая избежать путаницы между первым и вторым списками. Кроме того, сохранение в компьютере, скорее всего, не только способно помочь изучению дополнительной информации, но может также освободить психические ресурсы, которые лежат в основе мышления и решения проблем.
Литература:
-
Storm, B., & Stone, S. (2014). Saving-Enhanced Memory: The Benefits of Saving on the Learning and Remembering of New Information Psychological Science, 26 (2), 182-188 DOI: 10.1177/0956797614559285