В самом разгаре каникулы у школьников, но многие учителя и в отпуске продолжают переживать, вспоминая последнюю учебную четверть. Некоторые чувствуют истощение. У кого-то вызывает тревогу новый учебный год. Джуди Виллис, невролог, в прошлом классный руководитель в школе предлагает несколько простых советов, помогающих настроиться на хорошее и пополнить запас жизненных сил, чтобы ждать нового учебного года не с тревогой, а с предвкушением успеха.
Многие учителя чувствуют ответственность за проблемное поведение учеников, переживают, что не смогли глубоко охватить все необходимые темы и не нашли подход ко всем ученикам. Если это о вас, то вы не одиноки. Талантливых и преданных своему делу педагогов, которых угнетает возрастающие требования и уменьшающиеся ресурсы, становится все больше и больше. Учителя, которые сомневаются в своей способности справляться со всеми возлагаемыми на них задачами, часто стараются соответствовать самым высоким стандартам. Пусть неуверенность в своих силах не мешает вам настроиться на лучшее, она вовсе не означает, что вы плохой учитель.
Сначала немного теории о нашем мозге: все воспоминания хранятся с помощью нейронов, которые образуют связи друг с другом, благодаря этому мы держим в голове мысли и идеи. Пластичность нервной системы позволяет мозгу менять свою работу, усиливая воспоминания и эмоции, которые мы часто испытываем. Нейроны проводят по своим отросткам – аксонам и дендритам – электрические импульсы. Пластичность нервной системы – это ответ мозга на собственную электрическую активность. Чем больше активность сети нейронов, тем более мощные и быстрые соединения между нейронами образуются. Не зря говорят, что повторение – мать учения. Именно благодаря нейропластичности мы можем осваивать новые навыки. Но нейропластичность влияет еще и на эмоции.
В условиях частого стресса и постоянных переживаний и разочарований мозг привыкает легко переходить в стрессовый режим. Если вы неоднократно испытывали чувство неудачи в классе, мозг создал связи между нейронами, погружающие вас в стресс. Но вы можете «перезагрузить» ваш мозг и укрепить межнейронные связи, поддерживающие вас в уверенном и оптимистичном состоянии. Главное оружие для этого в вашем мозге уже есть, это вещество под названием дофамин.
Если вы достигли цели и почувствовали удовлетворение – это значит, у вас увеличился уровень дофамина. Благодаря ему вы чувствуете удовольствие и мотивированность. Поставьте достижимые цели, и вы дадите себе возможность почувствовать удовлетворение. Планируйте мероприятия, быстро приносящие результат. Так вы укрепите нейронные связи, настраивающие вас на позитив. Сейчас не время бросать себе вызов и браться за то, что кажется важным, но не вызывает энтузиазма, как, например, диета. Лучше возьмитесь за любимые дела, которые создадут у вас чувство достижения. Сажайте цветы, займитесь лепкой из глины или кулинарией, танцами или боевыми искусствами. Когда вы добьетесь успеха в новом деле, дофаминовый ответ заставит вас почувствовать удовлетворение. Новые усилия, которые приводят к вознаграждению, будут способствовать развитию новых нейронных сетей, благодаря которым вы будете ждать положительных результатов. Каждый раз, когда вы достигаете цели, усиливаются нейронные связи, настраивающие вас на позитивный лад, который останется с вами и когда вы вернетесь в класс.
Источник:
Фото: http://www.radteach.com/