В гостях у редакции Портала психологических новостей psypress.ru – Евгений Морозов, психолог, бизнес-тренер, коуч и игропрактик, ведущий трансформационных психологических игр. Евгений рассказал об особенностях бизнес-тренинга и терапии, о том, как на нас влияет информационное насилие, и о своем любимом инструменте – метафорических картах.
– Евгений, расскажите, пожалуйста, почему вы стали заниматься индивидуальной терапией?
– Я уже 13 лет работал бизнес-тренером. Занимаюсь корпоративными тренингами: в сервисном обслуживании, в продажах и не только. Для меня особенность бизнеса в том, что он ориентирован на цель, как и человек в бизнесе. А терапия направлена на процесс изменений. Терапия – это состояние, которое происходит внутри вас. Иногда это важно и для бизнеса. Например, я спрашиваю у специалиста по продажам: «Почему ты не звонишь клиенту?» Как вы думаете, что он отвечает?
– Не хочет? Боится?
– Да, он говорит: «Не хочу!» А почему? Потому что боится быть навязчивым. Хорошо, а что для него значит быть навязчивым? И мы добираемся до установки. Тут никакой тренинг не поможет, нужно осознание процессов и изменение своих установок. После многих лет работы бизнес-тренером я понял, что для меня ценно общаться с людьми. И тогда люди из компании, где я работал, один за другим стали приходить ко мне за личными консультациями. Сначала это были десятиминутные встречи, потом часовые. Через полтора года я понял, что полноценно веду терапию. Мне стало очень интересно.
– И сейчас вы работаете с метафорическими картами?
– Да, впервые я взял их в руки в 2013 году – и пропал. Когда вы находите свой инструмент, вы можете расслабиться, сесть поудобнее, и вас повезут. Два года назад на тренинге участница сказала мне, что я похож на известного специалиста по метафорическим картам. Я ничего про эти карты не знал, она рассказала, что есть такой инструмент психолога. И достала из маленькой сумочки большую колоду метафорических карт. Я взял их в руки и понял, что именно этот инструмент я искал годами. Изображения на картах – это некий набор образов. Весь наш опыт, сознательный, и бессознательный, записан в виде образов. И задача психолога – задавая вам вопросы про изображения на картах, вытаскивая из вас ответы, приводить вас к осознанию своих действий. Сейчас мы все попадаем под информационную атаку и страдаем от информационного насилия. Иногда приходит клиент и говорит: «Добрый день, Евгений, у меня невроз навязчивых состояний». Я понимаю, что это не ко мне, спрашиваю, кто его наблюдал. А клиент отвечает: «Никто не наблюдал, я сам в интернете прочитал». Ну, хорошо, что человек рак себе не диагностировал. Многие стали говорить не своими словами. Спрашиваешь у человека в процессе терапии: «Вы чего хотите достичь?». Он отвечает: «Хочу в срок до 30 ноября заработать вот такую сумму». Я говорю: «Отлично, я вижу, что вы изучали SMART». Или перед трансформационной психологической игрой спрашиваешь участников: «А что такое игра?» Несколько минут тишины. Люди боятся говорить, вдруг их мысли «неправильные». А для меня важно то, что все ваши мысли – правильные.
– А что такое игра?
– Игра – это инструмент развития. Для этого она существует в природе. Я люблю такую загадку: угадайте игру, в которой есть много участников, она развивает стратегическое мышление, в ней вы учитесь прогнозировать действия своего оппонента, и за счет прогноза выигрываете или проигрываете. Угадали?
– Даже не знаю…
– Это прятки! Я прогнозирую, что вы пойдете искать меня за этой дверью, и решаю там не прятаться. А вы думаете: «В прошлый раз Женя прятался за дверью, я не стану там его искать». Но мы не отправляем ребенка учиться прогнозировать действия ребят со двора, хотя, играя в прятки, он этим и занимается. «Империя магов» – это трансформационная психологическая игра, в которой вы принимаете решения и видите их последствия. Благодаря этому вы можете понять собственные стратегии. Ведь у каждого есть любимый нож на кухне, любимый карандаш и любимые стратегии действий для разных случаев. Задача игры – обнажить эти стратегии и понять, эффективны ли они. Например, в игре «Империя магов» есть карта «Помоги другому». Тот, кто ее вытащил, должен помочь любому другому участнику словом, делом или «талантом». «Таланты» – это фишки, к концу игры нужно увеличить их количество. И участник поступит? Кто-то помогает словом: говорит что-то ободряющее. Кто-то помогает делом: приносит стакан воды, а в ответ слышит: «Зачем ты мне воду носишь, мне «таланты» нужны!» А кто-то отдает свой «талант». Я спрашиваю: «Почему? Ведь «талант» – это твои жизненные силы!» Участник говорит: «Я же должен помогать людям!» И это его стратегия. Бывает, человек отдает последний «талант», а сам остается ни с чем. Мы это обсуждаем, и участники очень много понимают о себе. А представьте, человек помог другому своим «талантом», а потом к нему приходит карта «получи для себя один талант». Была ли эффективна его помощь? Поблагодарил ли за нее мир?
– Но участник вытащил карту случайным образом, независимо от того, отдал ли он «талант»?
– Вы пытаетесь рационализировать. Но не забывайте, мы находимся в игре. Я предлагаю подумать, часто ли вы, помогая другому, сами получаете помощь? Все события – это случайный выбор карт, но давайте помнить про эффект синхронистичности. В любом случае все события каким-то образом касаются вас. Например, вы помогли другому своим «талантом». И следующей картой приходит эта: «отдай один талант». Тогда я задам вам вопрос: «Почему, когда ты помогаешь другим, потом ты теряешь?»
– Карты – это повод задать себе вопрос?
– Не только. Это повод посмотреть, как ты взаимодействуешь с другими. Понять, что ты делаешь и что не делаешь, чтобы достичь своей цели. С моей точки зрения, это модель мира. Недавно участница игры «Империя магов» всплеснула руками: «Да это же гадание! Здесь всё про меня!»
– Если картинки достаточно абстрактны, каждый человек может сказать, что они про него?
– Абсолютно верно. Всё есть метафора всего. Неважно, какая карта придет, важно, как вы на неё реагируете.
– Тогда что такое метафора?
– А что для вас метафора?
– В школе учили, что это иносказательное описание.
– Да, так и есть. Это передача информации через образы, слова, ассоциации. Игра – не голос свыше. Это инструмент, с помощью которого вы можете увидеть свои любимые стратегии. Одна участница пришла на игру, чтобы понять, почему она очень давно не может продвинуться по карьерной лестнице. И в игре она постоянно отдавала свои ресурсы. К ней пришла карта «перемести в мире 1-3 «таланта», это одна из самых провокационных карт. Участница могла чужие таланты себе забрать, а она свой единственный отдала другому. Тогда я задал только один вопрос: «А как это про твою цель?» И она начала плакать: «Я всю жизнь так делаю! Я могла получить повышение, но пришла к директору и сказала, что есть другая замечательная сотрудница. Её и повысили».
– Можно ли сказать, что метафора – это послание?
– Да. Послание от вас к вам. Я предлагаю метафоры, а вы выбираете подходящие.
– А для вас при этом что-то меняется?
– Естественно. Наталья Хлопонина, автор игры «Империя Магов» любит говорить, что игра сначала берется за ведущего. Я открываю для себя собственные стратегии. Иначе я бы дал вам список вопросов и ждал в сторонке, пока вы на них отвечаете. Еще в игре я модератор. Слежу за соблюдением правил, задаю вопросы, иногда провоцирую. Например, в колоде есть карта власти: вытащившему ее нужно переместить за столом одного участника.
– И что это дает?
– А вы бы увидели. Человек минут 40 просидел на одном месте, ему удобно. А у вас власть, и вы ему говорите: встань и перейди на другое место. Как вы себя почувствуете, если он начнет жаловаться?
– Можно объяснить ему, зачем нужно перейти.
– А почему вам хочется объяснять?
– Чтобы человек не переживал.
– А почему вам хочется, чтобы он не переживал? Видите, я всего лишь задаю вопросы, чтобы вы увидели себя. Для меня важно, увеличивается ли количество «талантов» на вашем столе, комфортно ли вам. А клиент в любой момент может остановиться и не идти дальше.
– Вы в начале игры предупреждаете, что всегда можно встать и выйти?
– Нет, но я же не запираю дверь. У меня профессиональное психологическое образование, я придерживаюсь этики психолога, хожу на супервизию. Сейчас я запланировал провести мастер-классы, обучающие работе с метафорическими картами. Это, конечно, инструмент психолога, но его могут использовать и люди, не работающие в этой профессии. Если я порежу палец, у меня дома есть аптечка. В случае тяжелых эмоциональных ситуаций метафорические карты могут стать вам аптечкой. Я обучаю техникам для индивидуальной работы, но, что важно, это не дает право консультировать других.
– Можно ли понять заранее, подойдет ли человеку работа с метафорическими картами?
– На это у меня нет готового ответа. Это как выбор одежды через интернет: без примерки трудно. Можно сходить на бесплатный мастер-класс, я такие провожу, и понять, ваше ли это. Если вас притягивает работа со сказкой и с образами, метафорические карты для вас. Если вы рациональны, вам нужно раскладывать все по полочкам, они тоже для вас. Карты универсальны. Но всегда есть критерий: нравится/не нравится. Я выбрал этот инструмент, потому что он мне близок. А от каких-то других отказался. Я восхищаюсь терапевтами, которые могут работать с рисованием мандал. Для меня это просто космос. Но у меня так не получается, я пока туда не иду.
– Большое спасибо за беседу!
Беседа состоялась 7.08.2015 в редакции портала PsyPress.ru
Беседовала Мария Самулеева