Во многих книгах, публикуемых в последнее время, пропагандируется позитивное воспитание. Но психологи, выступившие на ежегодном съезде Американской психологической ассоциации (АРА), сказали, что методу «тайм-аута», представляющему собой временный перерыв в общении с ребенком, рано давать тайм-аут.
По словам Роберта Лазелера из университета Оклахомы, дисциплинарные методы обычно противопоставляются позитивному родительству и на популярных родительских ресурсах, и в исследованиях, но результаты исследований показывают, что и тайм-ауты, и другие авторитарные методы воздействия на ребенка с вызывающим поведением могут сработать, если использовать их правильно. Во время своего выступления Лазелер рассказал, что их исследовательская группа опросила 102 матери, попросив их подробно описать пять случаев, когда они строго воспитывали своих малышей за удары, нытье или непослушание. Оказалось, что предложить компромисс – самая эффективная тактика, позволяющая добиться немедленного улучшения любого поведения. На втором месте была аргументация, используемая матерями в ответ на умеренно раздражающее поведение ребенка, например, на нытье. Наказания, такие как тайм-аут или изымание чего-то оказались более эффективными, чем аргументация, если ребенок себя ведет вызывающе или дерется. Но наказания оказались наименее эффективной тактикой, если малыш ноет или пререкается, а аргументация не помогает, если дети дерутся или ведут себя вызывающе.
В долгосрочной перспективе наблюдалась другая картина. Спустя два месяца матерей снова опросили, и оказалось, что у тех из них, кто слишком часто предлагал компромиссы дерущемуся или дерзящему ребенку, дети стали вести себя хуже. Аргументация оказалась для таких детей наиболее эффективной спустя промежуток времени, хотя тогда она действовала хуже всего. Умеренное использование тайм-аутов и других наказаний (менее 16% времени) привели к улучшению поведения, но только для этих непослушных детей.
По мнению другого докладчика на съезде Американской психологической ассоциации, Эннио Чипани из Национального университета, тайм-ауты не работают, потому что их неправильно используют. Чипани и его коллеги смогли наблюдать в режиме реального времени ошибки, которые родители допускают, воспитывая детей дома с помощью тайм-аутов. Например, родители должны не применять тайм-аут спонтанно, а заранее сказать детям, за какое поведение те будут наказаны тайм-аутом (например, за драку и крики на других детей). И за этот проступок ребенок должен получить обещанное наказание. Исследования показали, что тайм-аут, используемый последовательно в наказание за конкретный проступок, со временем существенно сокращает проблемы в поведении.
По мнению Девида Рейтмана и Марка Робертса, в конфликте родителей и детей помогает детская поведенческая терапия. Робертс рассказал о методе воспитания, основанном на работах Констанс Ханф, которое допускает позитивное воспитание (например, вознаграждение детей за хорошее поведение), но со временем переходит к более авторитарным методам (например, тайм-ауту). Если ребенок плохо себя ведет, можно предупредить его и дать шанс исправиться. По словам Робертса, число тайм-аутов во время терапии снижается, при этом они остаются необходимыми и эффективными. Со временем и родительские инструкции, и предупреждения становятся намного эффективнее, а необходимость применения тайм-аутов снижается.
По мнению Рейтмана, родители нормально развивающихся детей заблуждаются, считая, что поведенческая терапия больше связана с наказанием, чем с широкими возможностями для развитию ребенка. Но с помощью терапии можно донести до родителей важность позитивного общения с ребенком, обозначить проблемы и помочь детям приобрести необходимые навыки для успеха.
Источник: АРА