На финансовые рынки оказывает влияние множество факторов, таких как экономические процессы, институциональное и политическое влияние, распространение информации и, не в последнюю очередь, отношение людей к риску. Исследования показывают, что люди не всегда ведут себя в соответствии с классической рациональной моделью принятия экономических решений. Согласно классической теории, люди действуют последовательно и логично и имеют неограниченные способности к расчётам. Но на практике оказывается, что рациональность человека ограничена эмоциональными и когнитивными факторами.
Одно из фундаментальных допущений экономического анализа риска, лежащих в основе теории портфеля, состоит в нежелательности риска. Предполагается, что люди предпочитают стабильную прибыль нестабильной, и потому требуют компенсации за риск. Предположим, человек может выбрать надежный проект с гарантированной прибылью $85.000 или рискованный, в котором с вероятностью 85% он получит прибыль в $100.000 или с вероятностью 15% останется ни с чем. Ожидаемая актуарная стоимость обоих проектов одинакова: они приносят одинаковый средний доход, если участвовать в них снова и снова. Тем не менее, подавляющее число людей предпочтет гарантированный доход, чем вероятность остаться ни с чем.
Рассмотрим обратную проблему. Предположим, человеку предстоят гарантированные убытки в $85.000 или с вероятностью в 85% убытки в $100.000 и с вероятностью 15% - отсутствие убытков. Оказывается, большинство людей выберет второй вариант, для них будет характерно положительное отношение к риску.
Поскольку стремление избежать риска наблюдается не во всех случаях, для описания поведения человека используется новая модель, отличающаяся от классической: функция, описывающая гипотетическую ценность, имеет S-образную форму. В ней используются термины «доход» и «потери», а не имущество или благосостояние. Такой подход отражает результаты наблюдений, согласно которым люди думают возможной выгоде именно как о доходе (или потере) по сравнению со статусом-кво, а не итоговой суммой на счету. Классическая экономическая теория не обращается к потерям, потому что люди не могут потерять больше, чем у них есть.
Второе важное отличие – функция ценности имеет вогнутую форму выше точки начала отсчета и выпуклую – ниже ее. Это означает, что люди наиболее чувствительны к переменам вблизи этой точки: первая прибыль и первые убытки наиболее важны для нас. Эти результаты подтверждены большим количеством исследований.
Третий вывод, который можно сделать на основе этой модели – она асимметрична, и кривая потерь гораздо круче, чем кривая доходов. Потери воспринимаются как более значительные, чем доходы, и огорчение от потери некоей суммы денег будет больше, чем привлекательность обретения такой же суммы. Это объясняет, почему большинство людей откажется, если предложить им сыграть в орлянку с возможностью выиграть или проиграть одну и ту же сумму. Чтобы человек согласился, нужно, чтобы возможный выигрыш превышал возможный проигрыш.
Неприятие убытков, то есть большая значимость потерь, чем приобретений – фундаментальная характеристика того, как человек получает удовольствие. Подумайте, насколько хорошо вы себя сегодня чувствуете, и используйте это ощущение как отправную точку. А теперь представьте, что дела могли бы идти и лучше. Затем представьте, что они могли идти хуже. Насколько значительные успехи или неудачи вы представили? Большинство людей в таком случае представляет незначительные приобретения, но существенные потери, потому что к потерям мы гораздо более чувствительны, чем к доходам.
Источник: valuewalk.com