У дошкольников, играющих в фантастические ролевые игры, активнее развиваются исполнительные функции: когнитивные функции, организующие мыслительный процесс. К такому выводу пришли исследователи из Универитета Алабамы и Техасского женского университета.
В исследовании приняли участие дети 3-5 лет. 39 детей из первой группы ежедневно в течение 5 недель участвовали в 15-минутных игровых сессиях, во время которых им предлагали разыграть фантастический сценарий, например, полет на Луну. 32 ребенка из второй группы во время аналогичных по длительности сессий пели песни или играли в мяч.
Затем с детьми провели ряд тестов и оказалось, что дети из первой группы, то есть игравшие в фантастические ролевые игры, лучше других справились с заданием на рабочую память и с тестом на внимание, в котором надо было сортировать детали по цвету и форме. Задания на «подавление реакции», включавшие сложные инструкции, такие как, например, пометить изображения дня как «ночь» и изображение ночи как «день», дети и из первой, и из второй групп выполняли на одном уровне.
В процессе ролевой игры ребенок следует определенному сценарию: например, он воображает себя драконом и потому должен махать руками во время «полета». В обычной жизни так «летать» не приходится, и ребенок учится выбирать сценарии и нормы поведения и переключаться между ними. Фантастическая ролевая игра содержит уникальные, ни на что не похожие сценарии, и поэтому, как полагают авторы исследования, такие игры оказывают большее влияние на развитие исполнительных функций, чем, например, разговор по игрушечному телефону.
Эксперимент подтвердил предположения ученых: оказалось, что чем в более фантастические игры играли дети, тем лучше они выполняли задания на рабочую память. Исследователи сделали еще два вывода: чем больше общее вовлечение ребенка в ролевую игру, тем активнее развиваются его исполнительные функции и тем сильнее он верит в сказочных персонажей, например, в Зубную фею.
Источник: digest.bps.org.uk
Литература:
- Thibodeau, R., Gilpin, A., Brown, M., & Meyer, B. (2016). The effects of fantastical pretend-play on the development of executive functions: An intervention study Journal of Experimental Child Psychology, 145, 120-138 DOI: 10.1016/j.jecp.2016.01.001