На страницах журнала «Социальная психология и общество» (№ 3, 2016) опубликованы результаты двух исследований, посвященных зависимости от онлайн-игр.
В наши дни достаточно быстро развивается новая форма зависимого поведения – технологические аддикции. Происходит это по причине динамично развивающейся сферы компьютерных технологий и интернета. Среди подобных зависимостей выделяют интернет-аддикции, аддикции к мобильным телефонам и прочим гаджетам.
Особое место среди них занимает пристрастие к онлайн-играм. Эта аддикция имеет сложный характер из-за разнообразия форм реализации самих компьютерных игр. В них можно играть как в одиночку, так и в команде, как в оффлайн-режиме с компьютера, так и онлайн в интернете.
В статье О.В. Зарецкой «Зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного поведения» приводятся результаты эмпирического исследования личностных и поведенческих особенностей игроков, которое позволило обнаружить статистически значимые различия по таким характеристикам, как локус контроля (интернальность/экстернальность) и копинг-поведение. В группе игроков уровень интернальности оказался ниже, чем в контрольной группе, а частота выбора копинг-стратегии избегания — выше. Также была обнаружена взаимосвязь между этими показателями: уровень интернальности отрицательно коррелирует с частотой выбора стратегии избегания. Эти данные позволяют говорить о том, что в основе формирования аддиктивного поведения, в частности зависимости от компьютерных онлайн-игр, может лежать такой фактор, как осознание степени ответственности за свою жизнь, возможности влиять на ее течение. Данные результаты открывают новые перспективы для последующего исследования проблемы компьютерной и интернет-зависимости.
В статье Н.В. Кочеткова «Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики» рассматриваются классификации и универсальные признаки зависимости, проводится черта между двумя нерядоположными видами аддиктивного поведения: интернет-зависимостью и зависимостью от онлайн-игр. В противовес использующимся в научной литературе клиническим показателям предложен новый критерий выделения зависимости от онлайн-игр в рамках научной психологической школы А.В. Петровского — позиция «значимого другого» в реальном или виртуальном пространстве. Для того, чтобы разграничить понятия гемблинга, зависимости от онлайн-игр и зависимости от игр, осуществляемых без подключения к интернету, вводится новый термин — «гейм-аддикция».
Также Н.В. Кочтеков описывает социально-психологические методики исследования интернет-зависимости. Так, в России на настоящий момент наиболее широко распространены два теста, направленные на диагностику интернет- зависимости. Исторически самым первым из них был тест IAT (тест К. Янг), созданный еще в середине 90-х гг. ХХ в. и адаптированный к российской выборке В.А. Лоскутовой. Тест К. Янг не раз подвергался критике научным сообществом. Второй тест, представленный шкалой интернет-зависимости Чена, обладает высокой диагностической точностью и эффективностью использования. Он включает в себя 5 шкал: компульсивные симптомы; симптомы отмены; толерантности; внутриличностные проблемы и проблемы, связанные со здоровьем; управления временем. В то же время Н.В. Кочетков адаптирует методики для работы с таким понятием как «гейм-аддикция» для дальнейших эмпирических исследований.
В целом обеспокоенность повышенным увлеченным и даже аддиктивным поведением в виртуальной реальности обеспокоены не только ученые, но общественность. Так, в программе Александра Архангельского «Тем временем» на телеканале «Культура» прошло обсуждение темы «Дополненная реальность или массовая галлюцинация?».