[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] «Все счастливые семьи похожи друг на друга?». Как влияют на счастье культурные нормы полной семьи
Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

«Все счастливые семьи похожи друг на друга?». Как влияют на счастье культурные нормы полной семьи

Что влияет на уровень счастья? Ясно, что это материя относительная. Но ведь ощущение-то имеется! Значит, есть что изучать. Один из вопросов – как влияет на «счастливость» наличие детей. Здесь все не так просто. У кого получается, что родители менее довольны жизнью, чем бездетные. А у кого – наоборот. В чем здесь дело – решили разобраться двое ученых из Кельна.

Они воспользовались данными двух массовых опросов жителей европейских стран. Один из них – «Европейский опрос ценностей» (European Values Survey) включает 43 страны и 30 тыс. респондентов.

В результате получилось вот что. Если посмотреть отдельно родителей, воспитывающих своих детей вдвоем (т.н. «полные семьи») и одиночек то часть противоречий снимается. В «полных семьях» уровень ощущения счастья у родителей не ниже, чем у бездетных. Это подтверждает правоту тех, кто не находит «пагубного влияния» родительства на позитивные эмоции.

Но так не везде. Все зависит от наличия культурной нормы, связанной с «полной семьей».

Например, в Швеции только половина респондентов считает, что «детям, чтобы расти счастливо, нужны оба родителя». Нет согласия по данному вопросу – нет и культурной нормы. Поэтому там родители-одиночки даже более счастливы, чем люди, живущие без постоянного партнера и, одновременно, без детей. А вот в Грузии почти все (98%) думают, что ребенку для счастья нужны оба родителя. Здесь это действительно культурная норма. В горной солнечной стране родители одиночки ощущают себя хуже, чем те, кто живут одни и без детей.

Наша страна не сильно отличается. Вместе с Болгарией, Грецией, Кипром, Молдовой, Румынией, Турцией и Украиной мы составляем группу европейских стран, в которых «полная семья» - это то, что обязательно для воспитания ребенка.

Можно было бы объяснить такую особенность тем, что в этих странах хуже развита помощь родителям-одиночкам. Им просто труднее экономически, чем, к примеру, в Скандинавии.   Но нет. Различия не связаны с уровнем дохода домохозяйства в целом («контролируются» на языке статистики). Следовательно, родитель-одиночка в Исландии будет чувствовать себя более «счастливо», чем отец или мать семейства с такими же доходами во Франции, где ярко выражена норма «полной семьи». Именно она приводит к тому, что родители, воспитывающие своих детей самостоятельно, ощущают меньше счастья.

Как мы видим, несоответствие социальной норме действует жестко. Оно по сути «выбивает из-под ног» почву для ощущения счастья. Не правда ли ужасно – как мы зависимы от общества? Но хорошая новость в том, что благодаря ученым мы это знаем (конечно, не только Кельнским психологам, но и многим другим). А кто предупрежден – тот имеет возможность задуматься: откуда берется идея о том, что «мне для счастья не хватает именно этого»?

Полное описание исследования: Olga Stavrova & Detlef Fetchenhauer “Single Parents, Unhappy Parents? Parenthood, Partnership, and the Cultural Normative Context” // Journal of Cross-Cultural Psychology, January, 2015 46: 134-14



Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS