Когда мне было лет 15, я бродил по улицам, ощущая, что я совсем один в этом мире. В голове звучал ранний «Nautilus Pompilius»: «Наша семья – это странное нечто, которое вечно стоит за спиной. Я просто хочу быть свободным и точка, но это означает расстаться с семьею». Казалось, что одиночество – это моя стихия. Сейчас конечно все изменилось. Хотя одиночество не пугает меня, но и не кажется уже таким привлекательным. А как психолог я знаю, что для многих это просто трагедия.
Зависит ли уровень одиночества от национальной культуры? Этот вопрос решили изучить два американских ученых из Невады. В качестве данных они использовали результаты континентальных социологических исследований: Евробарометра (3.900 чел.) и Европейского социального исследования (38.900 чел.). Вышло у них вот что.
Независимо от культурных различий во всех европейских странах люди, живущие поодиночке, вдовые и разведенные ощущают одиночество больше других. А помогает от этого «недуга» наличие близкого человека, с которым можно поговорить «по душам».
Но дальше начинаются различия. Согласно одной из наиболее распространенных теорий, объясняющих культурное разнообразие, общества различаются по параметру «Индивидуализм-Коллективизм». Индивидуалистские культуры ориентированы на личный выбор, там ценно ощущение автономности личности, «отдельности» от других. В коллективистских обществах важна принадлежность к группе. Свою собственную личность люди ощущают как взаимозависимую с окружающими.
Если посмотреть на одиночество с точки зрения этой теории, то кажется все просто. В коллективистских странах люди должны чувствовать себя менее одинокими? Как бы не так! По данных исследования, при всех прочих равных, в Ирландии (индивидуалистская культура) человек будет ощущать себя менее одиноким, чем в России (коллективистская культура).
Почему же? Дело в том, что в индивидуалистских обществах более важна автономность личности. А если так – то и одиночество переживается легче. Я один, ну и…прекрасно! В коллективистских странах более ценно принадлежать к группе людей. Не формально, как с обществом книголюбов в советское время. А на самом деле, т.е. ощущать свою реальную включенность в сообщество. И если этого нет – мы страдаем.
Дальше – различий больше. Оказывается, что культура влияет и на эффективность путей спасения от одиночества. Предположим, чувствуете вы, что «один я – одинешенек на белом свете». Куда бежать? К семье или друзьям, что поможет? Так вот, в индивидуалистских обществах (например, в Швейцарии) людям лучше помогает общение с близкими друзьями. И это понятно. Скрасить одиночество Голландца лучше помогут те люди, которых выбирает он сам, не поступаясь своей автономией.
В коллективистских странах (например, в Греции) все по-иному. Там более важен контакт с семьей. Ведь это «моя семья» и я являюсь «ее частью», она «стоит за моей спиной». Если у человека нет такого ощущения «тыла», то это, в коллективистском обществе, способствует ощущению одиночества.
Таким образом, мы видим, что наше ощущение одиночества не совсем полностью «наше». Это еще и результат того общества, в котором мы живем. А точнее – национальной культуры.
Полное описание исследования: Valerie A. Lykes, Markus Kemmelmeier «What Predicts Loneliness? Cultural Difference Between Individualistic and Collectivistic Societies in Europe» // Journal of Cross-Cultural Psychology, April, 2014, 45: 468-490.