Одной из самых цитируемых книг, опубликованных в России за последние пять лет (2011-2016 годы) и посвященных этнической и гражданской идентичности, является обширное исследование ведущего научного сотрудника отдела этнической социологии Института социологии РАН Светланы Рыжовой «Этническая идентичность в контексте толерантности» (35 цитирований в РИНЦ).
В монографии представлены результаты исследования мобилизующих свойств этнической идентичности и обосновывается тезис об участии этнической идентичности в процессах формирования общероссийской солидарности. Межэтническая толерантность рассматривается как связующее звено между процессами этнической мобилизации и становлением национально-гражданской российской идентичности. Приводятся теоретико-методологические предпосылки исследования этнической идентичности, предлагаются новые концептуальные подходы к анализу этнической и этноконфессиональной идентичности.
Результаты исследований, изложенные в монографии, позволяют заключить, что формирующаяся национально-гражданская идентичность россиян в значительной степени опирается на этническую идентичность, которая служит мобилизующим и вдохновляющим началом для национально-гражданской российской консолидации. Положение К. Калхуна о том, что этническая идентичность является средством передачи культуры и основой действия, подтверждается эмпирическими исследованиями, которые обнаруживают, что актуализированная этническая идентичность в значительной степени связывается с активистскими социальными установками.
Исследования дают основание считать, что связующим звеном между процессами усиления этнической идентичности и становления национально-гражданской и государственной идентичности является установка межэтнической толерантности, понимаемая как принятие (в той или иной степени) культурного разнообразия социального пространства, отказ от применения насилия в урегулировании межэтнических и межконфессиональных конфликтов и разногласий, как взаимодействие на основе согласия или компромисса.
Идеология российской гражданственности, усилия элит по формированию солидаризирующей российской идентичности не должны нивелировать существующие в социальном пространстве РФ этнокультурные различия, а также игнорировать тот факт, что Россия – страна с преобладающим русским населением. Всероссийское репрезентативное исследование «20 лет реформ глазами россиян» показало, что большая часть россиян воспринимает культурное многообразие России двояко, усматривая в этом и преимущество для ее развития, и проблему. Данные исследований свидетельствуют о том, что в стране актуальна проблема формирования межэтнической толерантности. Стоит отметить, что толерантность к культурному многообразию не означает этнической индифферентности. Позитивное восприятие этнокультурных различий как основа толерантности и национально-гражданской идентичности происходит в контексте осознания человеком своей собственной этничности. Поэтому в процессах формирования национально-гражданской, государственной идентичности с необходимостью будут задействованы основания этнической идентификации, такие, как язык, общее историческое прошлое, религия, элементы материальной и духовной культуры, а также патриотические чувства любви к малой родине и России, к «своей» вере.
Результаты эмпирических исследований позволили убедиться в том, что актуализированная этническая идентичность и сопряженная с ней солидарность, соединенные с толерантной установкой и доверием к власти, участвуют в формировании национально-гражданской идентичности. Риски трансформации этнической идентичности по шкале толерантность–интолерантность обусловлены тем, что социальные категории как элементы знания, с участием которых происходит формирование и поддержание этнической идентичности, приобретают для человека качество личной ценности, этим они актуализируют этническую идентичность и управляют ее трансформациями.
Толерантная модель актуализированной этнической идентичности характеризуется позитивной чувствительностью к социальной многокультурности и внутриэтнической солидарностью, она предполагает умение непротиворечиво существовать в плюралистической системе мировоззрений, находить баланс между групповыми (культурными, религиозными) и личностными правами. Такая этническая идентичность не противоречит формированию национально-гражданской идентичности. При благоприятных социальноэкономических условиях и равноправном доступе населения к ресурсам она может стать основой для национально-гражданской интеграции.
Исследования обнаружили, что этническое самосознание русских, формирующееся на базе актуализированной этнической идентичности и солидарности, шире, чем в среде титульных народов, опирается на политические категории и в меньшей степени связано с потребностями этнокультурного развития. Так как русское этническое самосознание в значительной степени ориентировано на государственные инициативы, то именно от государственной политики и озвученной лидерами идеологии во многом зависит ориентация самосознания этнического большинства – в сторону толерантности либо интолерантности, мультикультурных ориентаций или этнического доминирования. Русские как этническое большинство РФ обладают необходимым потенциалом позитивной межэтнической и национально-гражданской интеграции. Практики формирования интегрирующей национально-гражданской идентичности с учетом этнической вместе с равноправным доступом к ресурсам эффективны при обеспечении доверия населения к институтам власти. Восстановление православной идентичности и рост влияния церкви свидетельствуют о потребности в восстановлении ценностных основ российского самосознания и обретении позитивных консолидирующих символов.