Обучение в пожилом возрасте чему-то новому и сложному улучшает работу мозга. Поэтому пожилым людям часто советуют вести активную жизнь и найти себе какое-нибудь хобби — это помогает защитить умственные способности от угасания. Однако тут годится далеко не всякая активность и не всякое хобби.
В статье, опубликованной в Restorative Neurology and Neuroscience, группа исследователей из Техасского университета в Далласе пишет, что пожилым для сохранения когнитивных функций лучше заниматься чем-то таким, что требует больших умственных усилий.
В эксперименте участвовали несколько десятков добровольцев от 60 до 90 лет, которые на протяжении четырнадцати недель по пятнадцать часов в неделю отдавали либо цифровой фотографии, либо квилтингу — шитью стёганых лоскутных вещей, либо совместным путешествиям или совместной готовке. Первые два хобби — фотография и квилтинг — были довольно трудны и требовали каких-то усилий для их освоения, путешествия и готовка предполагали активную социальную жизнь, но учиться там ничему особо не было нужно. Наконец, участники из третьей группы эксперимента просто слушали музыку, смотрели классику мирового кинематографа или же развлекались какими-то простыми играми. Все они до и после 14-недельного периода проходили специальные тесты на состояние когнитивных способностей, а мозг их сканировали в магнитно-резонансном томографе; те же тесты и томографию повторяли год спустя.
Как наши читатели могли догадаться, те пожилые люди, которым пришлось заниматься сложными хобби, показали лучшие результаты: в тестах на память после периода «тренировки» они показывали более высокие результаты, а МРТ свидетельствовало о том, что их мозг сохраняет высокую пластичность в тех участках коры, что отвечают за внимание и семантический анализ.
Например, если человек сталкивался с простым утверждением, мозг в соответствующих участках активировался слабо, но если языковое задание было сложным, то повышалась и активность коры. Такая подгонка ресурсов под задачу — обычное дело в молодости, но с возрастом мозг начинает на любую задачу реагировать с одинаковым напряжением (как это, кстати, и происходило у всех добровольцев перед экспериментом). То есть сложные занятия, которые требуют от человека, чтобы он чему-то научился, в какой-то мере сохраняют — или возвращают — мозгу молодость. И просто наслаждаться прекрасным или же просто активно общаться с другими тут будет недостаточно.
Конечно, тут можно указать на недостаточно мощную статистику, всего несколько десятков человек (39, если быть точными). Однако исследований здесь сделано достаточно много, и все они говорят об одном: если мозг остаётся без трудностей, он стареет быстрее. Так что тем, кто не хочет осваивать ничего сложного, потому что, дескать, память уже не та, как раз и следует заняться каким-нибудь сложным делом — память, глядишь, и вернётся.
Источники:
Restorative Neurology and Neuroscience