Столкнувшись с трудной социальной дилеммой, большинство людей выбирают одну из четырех схем действия: реагируют пессимистично, оптимистично, завидуют или доверяют. Группа завистников — самая многочисленная, к ней относится треть опрошенных. Это доказали эксперименты испанских ученых. Лишь 10% испытуемых не поддались однозначной классификации, сообщает журнал Science Advances.
В зависимости от типа личности испытуемые в различных типах игр (HG, SG, SH, PD) постоянно решались или на сотрудничество, или на выход из нее.
Чтобы описать тип личности, психологи обычно используют модель «большой пятерки». Она определяет, насколько сильно у человека выражены следующие черты характера: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и нейротизм.
Однако до сих пор оставалось неясным, существуют ли специальные типы поведения в конкретных ситуациях — социальных дилеммах. В такой ситуации обычно мы задаемся вопросом: должны ли сотрудничать с другими людьми или нет. Решение будет зависеть от того, насколько важна для нас собственная выгода, а также насколько достойным доверия и сотрудничества мы считаем нашего партнера.
Ангел Санчез (Angel Sanchez) и его коллеги из Университета в Сарагосе исследовали это поведение во многих экспериментах. Они соединили в случайные пары 541 подопытных разного возраста, достатка и уровня образования. На протяжении несколькхи раундов они проигрывали различные варианты классической дилеммы кооперации: если оба решаются на сотрудничество, выиграют оба; если один захочет действовать самостоятельно, то он потеряет меньше, чем слишком доверчиво согласившись на взаимодействие.
Хитрость заключалась в том, что оценку выполняли не психологи, а компьютерная программа. Алгоритм проверял, какое именно поведение подопытного даст о себе знать в разных игровых циклах. «Это важно, потому что тогда результат не являются чем-то таким, на что повлияли мы, ученые», — пояснил Санчез.
Результат: на основании подсчетов 90% испытуемых можно отнести к одному из четырех типов личности. «Наши результаты показывают, что большинство индивидов относятся к таким типам: завистник, пессимист, оптимист и доверчивый», — говорят ученые. Только 10% участников не попали в эту классификацию.
Треть оказалась завистниками, им было все равно, сколько выигрывать, лишь бы выигрыш напарника был меньше. Но 20% — оптимисты, они полагались на то, что другой примет лучшее для обоих решение. Еще 20% вели себя доверчиво, выбирая сотрудничество. Пессимистов также было 20%, они всегда рассчитывали на невыгодное для себя решение от партнера.
Данные схемы поведения Санчез пояснил на конкретном примере: когда два человека охотятся вместе, они могут убить косулю, если им повезет. Если они охотятся в одиночку, то поймают разве что кролика, но точно поймают. Завистник решится на кролика, ведь тогда получит по крайней мере столько же добычи (или даже больше), как и его напарник. Зато оптимист выберет сотрудничество и косулю, потому что так оба смогут получить больше. Пессимист согласится на кролика — так он будет спокойным, что поймает хоть что-то. Доверчивый без лишних колебаний согласится на кооперацию с партнером.
Ученые объясняют: такое четкое разделение на четыре типа удивляет и противоречит распространенным теориям, согласно которым человек рационально взвешивает преимущества и недостатки в подобных ситуациях. Вместо того, чтобы, как предполагалось, ситуативно решать социальные дилеммы, люди ведут себя в соответствии с присущим им типом личности.
«Эта классификация весьма стойкая, по простой корреляциии мы можем присвоить каждому индивиду специфическую категорию», — отмечают Санчез и его коллеги. То есть завистник будет вести себя в соответствии со своим типом почти всегда. Она не зависит ни от возраста, ни от пола.
Является ли принадлежность к одному из четырех типов личности врожденной, приобретенной или и такой и другой — еще предстоит выяснить.
Источник: Science Advances