20 апреля на площадке Московского государственного психолого-педагогического университета состоялся очередной семинар серии «Современное детство: теория и практика». Заявленная тема «Дети в пространстве манипуляций (деструктивные виртуальные группы, секты, психокульты, экстремистские сообщества)» привлекла внимание широкой аудитории – в работе семинара приняли участие более 150 человек, в числе которых психологи, педагоги, юристы, родители, а также представители различных общественных организаций.
С вступительным словом
выступила Ольга Рубцова, руководитель Центра
междисциплинарных исследований современного детства
МГППУ, которая подчеркнула исключительную важность
диалога о киберпространстве как о ключевой составляющей новой социальной
ситуации развития детей и подростков. Ольга Рубцова напомнила, что 17 апреля в
Совете Федерации состоялись парламентские слушания по
теме «Актуальные
вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном
пространстве», в ходе которых обсуждались психологические, педагогические и
юридические проблемы, связанные с созданием безопасной детской и подростковой
информационной среды.
На заседании было отмечено, что сейчас именно виртуальный мир несёт для детей
наибольшую опасность. Особую угрозу представляют экстремистские сообщества,
секты, которые через социальные сети целенаправленно «обрабатывают» молодёжь,
кроме того, серьёзной проблемой стала деятельность так называемых суицидальных
групп в Интернете. В этой связи, по мнению Ольги Рубцовой, сегодня
остро ощущается необходимость междисциплинарного исследования различных
аспектов развития и социализации современных детей и подростков в условиях
активной информатизации общества.
С докладами выступили приглашенные эксперты:
Алексей Щеглов, руководитель отдела аналитических исследований Главного научно-исследовательского вычислительного центра Управления делами Президента РФ.
Ростислав Прокопишин, научный сотрудник лаборатории научно-методического обеспечения экстренной психологической помощи, психолог сектора экстренного реагирования и психологического консультирования Центра экстренной психологической помощи.
В своих выступлениях эксперты отметили, что проблема манипулятивных воздействий в виртуальном среде остается на сегодняшний день мало изученной, и нуждается как в правовой, так и в психолого-педагогической проработке. После выступления докладчиков в аудитории развернулась открытая дискуссия, в ходе которой участники семинара могли задать вопросы известным специалистам в области юридической психологии. В их числе:
Елена Дозорцева, доктор психологических наук, профессор, руководитель Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава РФ; профессор кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ.
Варвара Делибалт, доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ.
Наталья Богданович, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ, заместитель декана по науке факультета Юридической психологии МГППУ.
Римма Чиркина, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ.
В ходе обсуждения было намечено несколько важных направлений междисциплинарного изучения заявленной проблемы, в числе которых:
-
выявление механизмов манипулятивных воздействий в виртуальном пространстве и способы совладания с ними;
-
разработка способов защиты детей и подростков от деструктивных воздействий (профилактическая и просветительская работа с детьми, родителями, учителями);
-
выявление психологических особенностей детей и подростков группы риска;
-
разработка технологий реабилитации и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, оказавшихся жертвами манипулятивных и деструктивных воздействий в киберпространстве.
Важно отметить, что все приглашенные эксперты указали на исключительную важность родительского контакта с ребенком во все периоды его становления и развития, а также на необходимость создания специальных площадок – как в реальной, так и в виртуальной среде – где подростки могли бы получать позитивный опыт общения и социализации.
Видеозапись семинара доступна по ссылке
Просмотреть видео прошедших семинаров можно здесь