[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] Синестезия: слышать цвета и видеть запахи?
Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Синестезия: слышать цвета и видеть запахи?

Синестезией естественного происхождения называется индивидуальная особенность перцептивного реагирования, которая заключается в том, что реакции на соответствующие стимулы, например, прослушивание музыки или восприятие букв, с самого раннего детства сопровождаются непроизвольным, постоянным и неизменным переживанием дополнительного (т.е. неприсущего физическим свойствам стимулов) сенсорного качества, такого как ощущение вкуса, цвета, запаха, ощущения объемности и т.п. При этом стимулы, в ответ на восприятие которых возникает особое синестетическое переживание, характеризуются системной организацией: символические системы(букв, звуков речи, нотных знаков), понятия, имена, названия (например, дней недели, месяцев), упорядоченные человеком явления действительности (музыка, кулинарные блюда), собственные состояния (эмоции, виды боли) и другие группы явлений (сенсорные эталоны или «категорий опыта»). Лиц, восприятие которых отмечено синестетическими реакциями, называют синестетами.

В отечественной психологии синестезия естественного происхождения известна по исследованию, проведенному А.Р. Лурия в 1920–50-х гг. «Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)» — короткое, но захватывающее психобиографическое повествование о Соломоне Шерешевском, обладателе уникальной памяти и синестете с множественными разновидностями этого явления.

Всего разновидностей синестезии насчитывается более 60. Графемно-цветовая синестезия — наиболее часто изучаемый тип синестезии, который, по результатам демографических исследований, встречается у 1% населения. При графемно-цветовой синестезии стимулами служат буквы (иногда и цифры) в рукописном, начертательном и печатном виде, т.е., в виде графем. Данная разновидность (тип) синестезии проявляется при восприятии или вызове из памяти («промысливании») графического изображения букв (и цифр), а в качестве реакций служит ощущение цвета или нескольких цветов, не связанное с физическими цветовыми свойствами предметов реальности, т.е., не определяемое цветом шрифта самих графем. При графемно-цветовом типе синестезии восприятие стимулов сопровождается непроизвольно и неразрывно включенным в это восприятие ощущением цвета со строгим и постоянным соответствием «буква — цвет».

Большое число вопросов в исследованиях синестезии пока не нашли своего разрешения. Наиболее отчетливо противоречивый психологический статус синестезии естественного происхождения прослеживается в том, какое место среди других психологических явлений современные исследователи отводят данному феномену. В частности, синестезия естественного происхождения может определяться как явление перцептивно избыточного или даже патологического характера, но, с другой стороны, часто относится исследователями к проявлениям творческой активности, предположительно, связанной со способностями, присущими исключительно человеку как виду.

Также нет окончательных выводов по проблеме связи врожденной синестезии (синестезии естественного происхождении) и синестезии, которой обладают все люди без исключения в качестве особого процесса, лежащего в основе познания и творчества. Тем не менее, представления о синестезии используются во многих научных и практических сферах: от лингвистики и эстетического воспитания до дизайна, кинематографа и искусства мультимедиа.

Автор текста: А.В. Сидоров-Дорсо

Литература


Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS