[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] Здоровье психическое и здоровье психологическое
Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Здоровье психическое и здоровье психологическое

Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества и выделяет следующие его критерии:

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

В узком смысле под психическим здоровьем понимают отсутствие психических аномалий, классификацию которых предложил немецкий психиатр Эмиль Крепелин:

1) психозы –тяжелые душевные заболевания, бытовым языком «сумасшествие»;
2) психопатии, представляющие собой не  болезнь, а аномалии характера; в настоящее время вместо слово «психопатия» употребляют термин «личностное расстройство»;
3) неврозы – легкие психические расстройства;
4) слабоумие.

Также в отечественной медицине употребляется термин пограничное состояние, под которым подразумеваются нерезко выраженные нарушения, граничащие с состоянием здоровья и отделяющим его от собственно патологических психических нарушений. При этом необходимо отличать понимание пограничной психопатологии в отечественной психиатрии от понимания аналогичного термина в психоаналитическом подходе, где пограничному уровню развития психики отводится место на границе между психотическим и невротическим уровнями.

В дополнение к понятию психическое здоровье И. В. Дубровина предложила концепцию психологического здоровья, под которым понимаются психологические аспекты психического здоровья - то, что относится к личности в целом, с высшими проявлениями человеческого духа.

Если для психического здоровья за норму принимают отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для психологического здоровьянорма - это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Альтернатива норме в случае психического здоровья - это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья - не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Автор концепции «психологического здоровья» описывает три его уровня:

1) К высшему уровню психологического здоровья — креативному — можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.

2) К среднему уровню — адаптивному — отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья.

3) Низший уровень — это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства.

Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.

Аккомодативный стиль поведения означает использование активно-наступательной позиции, стремление подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.

Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Характеристики психологически здорового человека:

- спонтанность и творчество, жизнерадостность, открытость, самопознание и познавание окружающего мира не только разумом, но и чувствами, интуицией;

- принятие самого себя и признание ценности и уникальности окружающих людей;

- ответственность за свою жизнь и извлечение уроков из неблагоприятных ситуаций;

- наполненность жизни смыслом, хотя человек не всегда формулирует его для себя;

- постоянное развитие и способствование развитию других людей;

- жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но человек хорошо адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни;

- способность находиться в ситуации неопределенности, доверие тому, что будет завтра.

Автор: Гришина Елена Александровна



Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS