Психологи разработали методику оценки формирования нового опыта и решения проблем в ситуации получения баллов или избегания их потери. Результаты исследования были опубликованы в новом выпуске журнала "Экспериментальная психология" на портале PsyJournals.ru.
Многие междисциплинарные исследования в области когнитивной науки основаны на процедурах, моделирующих деятельность субъекта в различных проблемных ситуациях. В процессе исследования психологами была разработана компьютерная программа A-Ware для оценки результатов опыта. Это многофункциональный исследовательский инструмент, позволяющий проводить оценку показателей поведения человека в проблемной ситуации.
Программа включает два задания, выполнение которых требует от участника понимания принципа их решения. Результаты тестирования программы показывают возможность оценки показателей переноса научения и сравнения показателей выполнения заданий между двумя режимами обратной связи: представления результатов выполнения того или иного задания в виде приобретения или в виде потери очков. Программа позволяет экспериментатору варьировать различные параметры заданий, задавать конфигурации и сценарии эксперимента, а также синхронизировать события эксперимента с регистрирующими устройствами.
Данная методика может быть использована для оценки показателей эксплицитного научения, внимания, пространственной памяти, категоризации, принятия решения в области когнитивной психологии, психофизиологии, а также для диагностики в клинической, педагогической и профессиональной практике.
Результаты экспериментов, полученные в рамках тестирования программы, показывают, что на основе сравнения временных показателей выполнения заданий методика позволяет оценивать эффект переноса научения, а также сравнивать характеристики формирования опыта между ситуациями достижения поощрения и избегания его потери. Варьирование трудности и создание сценариев усложнения заданий создает возможность оценки точности и скорости их выполнения испытуемыми разного возраста, а также динамики этих показателей при усложнении задания.
Авторы:
Созинов А.А., кандидат
психологических наук, научный сотрудник лаборатории психофизиологии имени В.Б.
Швыркова
Бохан А.И., Социальный
педагог, ГБОУ № 1392 имени Д.В. Рябинкина
Александров Ю.И.,
Член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией психофизиологии имени В.Б.
Швыркова
Исследование было проведено на базе Института Психологии РАН.
Цитата: Созинов А.А., Бохан А.И., Александров Ю.И. Методика оценки показателей формирования нового опыта и решения проблем в ситуации приобретения баллов или избегания их потери // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 1. С. 75–91. doi:10.17759/exppsy.2018110105
Читать продолжение: http://psyjournals.ru/exp/2018/n1/Sozinov_Bokhan_Alexandrov.shtml
Журнал "Экспериментальная психология": http://psyjournals.ru/exp/
Источник: http://psyjournals.ru