Исследователи Британского психологического общества выявили, может ли музыка помочь продуктивному выполнению той или иной работы.
Эксперимент состоял в следующем: 142 учащихся старших курсов (75 % из них девушки) выполняли две умственные задачи – более простая задача заключалась в том, чтобы найти и вычеркнуть все буквы по образцу. а более сложная – в изучении списков пар слов, с последующем заданием воспроизведения пары при предъявлении одного из слов.
Каждое задание было выполнено во время прослушивания А) одной из двух версий инструментальной «функциональной» (для профессионального использования в общественных помещениях) музыки (написанной для исследования) или Б) без музыки. Одна версия музыки была более сложной –с дополнительными партиями для баса и ударных (обе версии доступны через Open Science Framework ). Кроме того, в зависимости от конкретных экспериментальных условий, музыка была либо тихой, либо громкой (62 или 78 децибел). Участники также были протестированы по методике «Шкала предрасположенности к скуке», чтобы установить предрасположенность респондентов к внешнему стимулированию.
Изучалась взаимосвязь между заданием, музыкой и предпочтением дополнительной стимуляции. Выполняя более простое задание, участники, не склонные к скуке, чувствовали себя лучше, слушая сложную музыку, а участники склонные к скуке выполняли задания лучше без музыки или при прослушивании простой музыки. К тому же, несклонные к скуке лучше справлялись с заданием при прослушивании тихой и сложной музыкой, а склонные к скуке – лучше с более громкой сложной музыкой.
Исследователи объясняют это тем, что для тех, кто не склонен к скуке и потребности во внешней стимуляции спокойная более сложная музыка способствует отвлечению от простого задания, тем самым повышая продуктивность его выполнения. В отличие от них, тех, кто склонен к скуке и кому нужна дополнительная стимуляция, более сложная фоновая музыка отвлекала от выполнения задания и их результаты были лучше при работе в тишине.
Как заявляют исследователи: «Мы предлагаем доказательства против общепринятого убеждения, что отвлекающие факторы, такие как музыка, всегда мешают выполнению задач». И добавляют: «Наши выводы свидетельствуют о том, что взаимосвязь между музыкой и исполнением задач не является универсальной для всех. Другими словами, музыка, похоже, не ухудшает и не приносит пользу одинаково для всех».
Тем не менее, похвально, что текущее исследование попыталось рассмотреть, как различные факторы взаимодействуют при объяснении влияния музыки на умственную деятельность. Гонсалес и Джон Айелло пришли к выводу: «Мы надеемся, что наши исследования послужат отправной точкой для более систематического изучения музыки».
Читать в оригинале: https://digest.bps.org.uk/2019/02/15/should-you-listen-to-music-while-doing-intellectual-work-it-depends-on-the-music-the-task-and-your-personality/