Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Разновозрастной отряд в детском школьном лагере: что можно делать?

На школьной площадке редко получается собрать в отряд детей одного возраста, разве что разбить их на старших и младших. При этом вожатым нужно проводить мероприятия, стимулировать общение, разрешать конфликты. Разберемся с экспертом образовательного центра "Каменный город", психологом Сергеем Галиуллиным, как выстроить работу разновозрастного отряда. 

Найти общее 

Детям одного возраста общаться проще потому, что у них одна ведущая деятельность и одни задачи развития. Подросткам надо общаться и дружить, дошкольникам — играть. Но детей разного возраста тоже можно объединить. 

Интересы. Чтобы их нащупать, можно провести анкетирование в той или иной форме: дать заполнить бланки или провести «живую анкету», когда дети объединяются в группы, если ответили одинаково. Когда вы знаете интересы, вы можете разбить детей на отряды, учитывая это. Или предлагать детям с одинаковыми интересами, например, любовью к насекомым, делать о них доклады или проводить мероприятия. 

Деятельность. В каждом лагере есть те, кому больше нравится спорт, художественное творчество, танцы и песни, интеллектуальные игры. Это нужно учитывать при создании программы на смену. Каждый день подобные активности должны сменять друг друга, и дети постепенно найдут друг в друге единомышленников. 

Ценности. Конечно, было бы странно создавать отряд хулиганов и отряд чистюль, но из-за одинаковых ценностей люди сходятся даже быстрее, чем из-за интересов. Чувство справедливости, доброта и щедрость, сила и власть — люди быстро находят себе подобных. При формировании отрядов постарайтесь учитывать это. 

Ритуалы. Они бывают в каждом лагере и, конечно, на них нужно делать акцент. Совместная зарядка, общий круг утром и в конце дня, отрядная песня — это может сплотить ребят разного возраста. Важно, чтобы ритуалы были понятны любому возрасту: если младшеклассникам сложно сделать зарядку или старшеклассникам неинтересно петь детскую песню, то ритуал не станет общим. 

Использовать разницу в возрасте

Подражание младших. Младшеклассники ориентируются на старшеклассников: копируют их фразы их поступки, заводят себе кумиров и пытаются завоевать их внимание. Иногда это может привести к опасным ситуациям: младшеклассники могут материться или попробовать курить. Но если помочь старшим ребятам раскрыться с лучшей стороны, например, сделать их кураторами над младшими или ставить их в пары на прогулках, то пример может стать полезным. 

Забота старших. Даже если старшие ребята иногда относятся к младшим пренебрежительно, они защищают их от хулиганов из других отрядов или школ. Постепенно желание заботиться возрастет в них, нужно только его подпитывать. Создавайте разновозрастные спортивные команды, организуйте проекты, например, постройку игрушечных машин или кораблей. 

Иерархия. С одной стороны, в разновозрастной группе легко настроить возрастную иерархию — старшие становятся лидерами и ведут младших к цели. С другой стороны, можно сделать лидером и младшего — старшим даже будет в диковинку подчиняться ему. И конкуренция будет сведена к минимуму — у младшеклассников и подростков разные возрастные задачи, они будут либо сотрудничать, либо игнорировать друг друга. 

Разрешать конфликты

Хотя конкуренции в таких группах меньше, конфликты все равно назревают. Иногда это связано с разными ценностями и привычками, иногда детям просто сложно притереться друг к другу. Установить правила. Например, запретить драки и обзывательства, ввести запрет на вмешательство вожатых и предоставить детям решать проблемы самостоятельно. Главное, чтобы правила были понятны ребятам и выполнялись. 

Создать горизонтальное управление. Чтобы лучше соблюдать правила, важно придумать орган, который будет разбирать сложные ситуации. Он может быть выборным: каждые несколько дней новые выборы и новый состав. Или в него могут входить все дети отряда и каждый вечер они могут разбирать ситуацию и высказываться по ней. Это снижает авторитет вожатого, но заставляет самих ребят быть более самостоятельными и ответственными.  Поддерживать конструктивное поведение. Это не значит, что нужно завести доску почета. Это значит, что нужно не ругать за проступки, а хвалить на достижения. Если заядлый матершинник сдерживался целый день, похвалите его перед всеми. Если драчуны научили малышей самообороне, то это тоже повод для похвалы и подражания. 
 
Давать разрядку эмоциям. Негативные эмоции никуда не денутся, их нужно выплескивать. Лучше всего для этого подходят спортивные игры, особенно командные. Иногда в них можно даже разрешить физическое взаимодействие: лучше, если ребята столкнулись у баскетбольного кольца, чем в раздевалке. 
 

 
Медиа: обзоры
Алексей Мелехин про нарушения сна у детей видео 23 сентября 2021

Алексей Мелехин про нарушения сна у детей

Алексей Мелехин "Психоанализ и КПТ: дружба или противостояние" видео 23 августа 2021

Алексей Мелехин "Психоанализ и КПТ: дружба или противостояние"

Причины эмоциональных срывов у мам и способы самопомощи. Лекция Юлии Долговой видео 23 августа 2021

Причины эмоциональных срывов у мам и способы самопомощи. Лекция Юлии Долговой

Психология манипуляции и подчинения | Николя Геген видео 4 августа 2021

Психология манипуляции и подчинения | Николя Геген

Владимир Давыдович Менделевич. Интервью для проекта «Я/МЫ психиатр» видео 23 июля 2021

Владимир Давыдович Менделевич. Интервью для проекта «Я/МЫ психиатр»

Все медиа-обзоры  |  RSS