На школьной площадке редко получается собрать в отряд детей одного возраста, разве что разбить их на старших и младших. При этом вожатым нужно проводить мероприятия, стимулировать общение, разрешать конфликты. Разберемся с экспертом образовательного центра "Каменный город", психологом Сергеем Галиуллиным, как выстроить работу разновозрастного отряда.
Найти общее
Детям одного возраста общаться проще потому, что у них одна ведущая деятельность и одни задачи развития. Подросткам надо общаться и дружить, дошкольникам — играть. Но детей разного возраста тоже можно объединить.
Деятельность. В каждом лагере есть те, кому больше нравится спорт, художественное творчество, танцы и песни, интеллектуальные игры. Это нужно учитывать при создании программы на смену. Каждый день подобные активности должны сменять друг друга, и дети постепенно найдут друг в друге единомышленников.
Ритуалы. Они бывают в каждом лагере и, конечно, на них нужно делать акцент. Совместная зарядка, общий круг утром и в конце дня, отрядная песня — это может сплотить ребят разного возраста. Важно, чтобы ритуалы были понятны любому возрасту: если младшеклассникам сложно сделать зарядку или старшеклассникам неинтересно петь детскую песню, то ритуал не станет общим.
Подражание младших. Младшеклассники ориентируются на старшеклассников: копируют их фразы их поступки, заводят себе кумиров и пытаются завоевать их внимание. Иногда это может привести к опасным ситуациям: младшеклассники могут материться или попробовать курить. Но если помочь старшим ребятам раскрыться с лучшей стороны, например, сделать их кураторами над младшими или ставить их в пары на прогулках, то пример может стать полезным.
Иерархия. С одной стороны, в разновозрастной группе легко настроить возрастную иерархию — старшие становятся лидерами и ведут младших к цели. С другой стороны, можно сделать лидером и младшего — старшим даже будет в диковинку подчиняться ему. И конкуренция будет сведена к минимуму — у младшеклассников и подростков разные возрастные задачи, они будут либо сотрудничать, либо игнорировать друг друга.
Разрешать конфликты
Хотя конкуренции в таких группах меньше, конфликты все равно назревают. Иногда это связано с разными ценностями и привычками, иногда детям просто сложно притереться друг к другу. Установить правила. Например, запретить драки и обзывательства, ввести запрет на вмешательство вожатых и предоставить детям решать проблемы самостоятельно. Главное, чтобы правила были понятны ребятам и выполнялись.