Отдельно отмечается, что педагог несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся, за нарушение их прав и свобод и строит свою деятельность с учётом «культурных различий и половозрастных и индивидуальных различий». О любви ни слова. Правильно ли это или учитель должен любить детей, разбираемся с экспертом образовательного центра “Каменный город”, психологом Олесей Гараниной.
Про любовь и выбор учителя
Понятие «любви» для всех разное. Те родители, кто не склонен вникать в суть детских переживаний, мол, “сами разберутся, кто там кого ударил и что кому сказал”, от педагога и не ждут большой любви, важнее — профессионализм. Но есть и те, для кого в приоритете — отношение: пусть опыта мало, зато добрый.
Именно потому, что «люблю своего ребенка» у каждого свое, это определение не должно быть ключевым при выборе педагога. Кто-то из родителей считает нормальным лупить ребенка, и это проявление любви. Другой совершенно не вникает в школьные сложности сына или дочки, полагая, что так воспитывает в нем независимость и самостоятельность, конечно, тоже от любви. Третий считает, что с детьми не надо вести длинных разговоров, а четвертый проясняет и пояснят с отпрыском все, что может.
С психологической точки зрения, любит ли педагог отдельно взятого ребенка не столь важно. Гораздо важнее, чтобы он любил свою работу и всё, что с ней связано.
Про любовь и любимчиков
Значит ли это, что если педагог любит детей, то у него будут любимчики? Нет, не обязательно. Профессиональный педагог, даже если и имеет для себя любимчиков, никогда не будет открыто в том признаваться. А уж тем более говорить об этом родителям этого ребенка при других (подобному разговору я была свидетелем).
Про любовь и уважение
Другое дело — уважение прав и свобод и признание индивидуальности. Иногда мы
хотим от педагога именно этого, но называем любовью. Хотя это не одно и тоже.
Уважение — это признание прав других людей. Любовь — больше про эмоции. Любить
каждого невозможно, а уважать — вполне. Профессиональный педагог не может
манипулировать понятиями “люблю-не люблю”: у него есть понятные критерии, на
которые он опирается, обязанности и права. Если педагог детей не любит, а
«просто» уважает и ценит, ему даже легче будет решать возникающие вопросы между
учениками, быть арбитром в сложных ситуациях.
На что еще важно обращать внимание при выборе учителя?
На обстановку, в которой работает учитель, и его эмоциональное состояние. Печально, когда человек не любит свою работу, ненавидит начальство, вынужден работать именно в этом месте из-за нужды или отчаяния. Тогда он срывается на детях и о какой любви вообще может идти речь? Все силы педагог тратит на то, чтобы просто выжить там, где ему плохо, а тут еще эта толпа школьников, которым вечно что-то надо.
Или педагог просто устал, выгорел. Он может и рад дать ученикам чуть больше тепла и заботы, но сил нет. К сожалению, в нашей системе с профессиональным выгоранием так же, как с утопающими – дело рук, того, кто выгорает.
Если же обстановка в школе спокойная, учитель — эмоционально стабилен, то для нормальной учебы ребенка этого достаточно. Любовь он получит в семье.
Источник:
https://eduregion.ru/k-zhurnal/