Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Ленинградские психологи в годы войны

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Перед всеми гражданами Советской страны встали задачи участия в обороне Родины. Конкретные вопросы были поставлены и перед наукой, ее различными областями с их спецификой. Психологи Ленинграда с первых дней войны участвовали в обороне города.

Отдел психологии Ленинградского института мозга им. В.М. Бехтерева по заданию правительства в предвоенные годы работал над проблемой зрительного восприятия цветовых характеристик здания, что было связано со строительством высотных правительственных зданий Москвы. Научной основой разработки этой проблемы было всестороннее изучение закономерностей контурного и цветового зрения при восприятии архитектурных сооружений. Созданный в результате комплекса этих исследований атлас цветового восприятия отразил некоторые характерные свойства пространственного восприятия зданий и их фона. Было показано, что фактор цвета не действует изолированно, а в естественных условиях наблюдения синтезируется с влиянием объемных качеств объекта и с расстоянием от него. Серии экспериментов позволили установить роль отдаления, величины, формы и фактуры зданий, расположения деталей в общей его структуре, соотношения объекта с фоном и ландшафтом в условиях зрительного выделения и восприятия центральной фигуры здания.

Летом 1941 г. работавшие ранее над данной проблемой психологи Института мозга переключились на задачу военного камуфляжа зданий Ленинграда и учет тех особенностей зрительного восприятия, которые могут быть использованы для сокрытия или изменения образов зданий в восприятии вражеского наблюдателя. В эту группу психологов входили работавшие под руководством проф. Б.Г. Ананьева кандидаты наук, старшие научные сотрудники: А.И. Зотов3.М. БеркенблитР.А. Каничева и др. Участвовали и архитекторы Ленгорисполкома: А.И. ГегеллоЛ.П. ЗвягинаВ.И. Москвина.

Еще в 1941 г. ушли в ряды армии, на Ленфронт, сотрудники Института мозга: психологи В.И. Кауфман, Г.3. РогинскийБ.О. ХотинА.Л. ШнирманА.В. Ярмоленко. Погибли в первые годы войны: П.О. Эфрусси в душегубке Кисловодска и Р.И. Черановский, повешенный в Псковской области на глазах его семьи и местных жителей.

В блокадную зиму 1941/42 г. противовоздушная оборона города включала звуковые установки, на которых слухачи засекали приближавшиеся вражеские самолеты по слуху и проверяли их контуры по таблице их силуэтов. В условиях туманного ленинградского неба зрительная проверка была неточной, а слуховой сигнал принимался первым, почему эта профессия именовалась «слухачами, а кандидаты отбирались по высокому уровню слуха. В условиях голода и лишений первой блокадной зимы, при частых налетах врага в штаб ПВО стали поступать сигналы о том, что бойцы-слухачи на звуковых установках стали хуже работать — с опозданием обнаруживают в воздухе самолеты противника, неверно определяют их положение, дальность, тип самолета, скорость, из-за чего прожектористы орудий позже ловят врага в перекрест лучей, а зенитчики поздно открывают по ним огонь. По мнению врачей, причиной этого снижения меткости засекания было влияние недоедания и холода, от которого страдало не только гражданское население, но и бойцы Ленинграда.

Ленинградские психологи работали на всех постах, которых потребовали условия блокады. А.А. Люблинская была сначала санитаркой в госпитале, затем преподавала в школе. О.И. ГалкинаА.Н. Давыдова и Н.О. Ободан организовали в госпитале инвалидов войны их переквалификацию на новые, приспособленные к дефекту виды труда, новые профессии.

На Ленфронте сражались А.Г. КовалевА.И. ЩербаковА.В. ВеденовЮ.А. СамаринА.Ц. Пуни и др. В тылу несли службу Родине психологи, нашедшие новое применение своим знаниям.

В данной статье приведены более подробно лишь два примера разработки тем военной психологии ленинградскими психологами. Можно было бы прибавить еще ряд тем, которые были отражены в литературе тех лет и позже.

Примечание: Публикуемая статья Каничевой Р.А., Ярмоленко А.В. была подготовлена на факультете психологии ЛГУ в 1975 г. и ранее не публиковалась. Изложенный в ней материал представляет интерес прежде всего потому, что авторами его являются непосредственные участники и очевидцы описываемых событий.
Печатается с некоторыми сокращениями.

Источник: Каничева Р.А., Ярмоленко А.В. Ленинградские психологи в годы войны // Психологический журнал. 1985. Т. 6. №6. С. 3–7.


 
Медиа: обзоры
Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"? видео 22 ноября 2022

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"?

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome. видео 11 ноября 2022

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome.

Все медиа-обзоры  |  RSS

с 13 декабря 2022
по 17 января 2023
Москва
Онлайн-проект «Как помочь себе в сложных ситуациях?»