22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Перед всеми гражданами Советской страны встали задачи участия в обороне Родины. Конкретные вопросы были поставлены и перед наукой, ее различными областями с их спецификой. Психологи Ленинграда с первых дней войны участвовали в обороне города.
Отдел психологии Ленинградского института мозга им. В.М. Бехтерева по заданию правительства в предвоенные годы работал над проблемой зрительного восприятия цветовых характеристик здания, что было связано со строительством высотных правительственных зданий Москвы. Научной основой разработки этой проблемы было всестороннее изучение закономерностей контурного и цветового зрения при восприятии архитектурных сооружений. Созданный в результате комплекса этих исследований атлас цветового восприятия отразил некоторые характерные свойства пространственного восприятия зданий и их фона. Было показано, что фактор цвета не действует изолированно, а в естественных условиях наблюдения синтезируется с влиянием объемных качеств объекта и с расстоянием от него. Серии экспериментов позволили установить роль отдаления, величины, формы и фактуры зданий, расположения деталей в общей его структуре, соотношения объекта с фоном и ландшафтом в условиях зрительного выделения и восприятия центральной фигуры здания.
Летом 1941 г. работавшие ранее над данной проблемой психологи Института мозга переключились на задачу военного камуфляжа зданий Ленинграда и учет тех особенностей зрительного восприятия, которые могут быть использованы для сокрытия или изменения образов зданий в восприятии вражеского наблюдателя. В эту группу психологов входили работавшие под руководством проф. Б.Г. Ананьева кандидаты наук, старшие научные сотрудники: А.И. Зотов, 3.М. Беркенблит, Р.А. Каничева и др. Участвовали и архитекторы Ленгорисполкома: А.И. Гегелло, Л.П. Звягина, В.И. Москвина.
Еще в 1941 г. ушли в ряды армии, на Ленфронт, сотрудники Института мозга: психологи В.И. Кауфман, Г.3. Рогинский, Б.О. Хотин, А.Л. Шнирман, А.В. Ярмоленко. Погибли в первые годы войны: П.О. Эфрусси в душегубке Кисловодска и Р.И. Черановский, повешенный в Псковской области на глазах его семьи и местных жителей.
В блокадную зиму 1941/42 г. противовоздушная оборона города включала звуковые установки, на которых слухачи засекали приближавшиеся вражеские самолеты по слуху и проверяли их контуры по таблице их силуэтов. В условиях туманного ленинградского неба зрительная проверка была неточной, а слуховой сигнал принимался первым, почему эта профессия именовалась «слухачами, а кандидаты отбирались по высокому уровню слуха. В условиях голода и лишений первой блокадной зимы, при частых налетах врага в штаб ПВО стали поступать сигналы о том, что бойцы-слухачи на звуковых установках стали хуже работать — с опозданием обнаруживают в воздухе самолеты противника, неверно определяют их положение, дальность, тип самолета, скорость, из-за чего прожектористы орудий позже ловят врага в перекрест лучей, а зенитчики поздно открывают по ним огонь. По мнению врачей, причиной этого снижения меткости засекания было влияние недоедания и холода, от которого страдало не только гражданское население, но и бойцы Ленинграда.
Ленинградские психологи работали на всех постах, которых потребовали условия блокады. А.А. Люблинская была сначала санитаркой в госпитале, затем преподавала в школе. О.И. Галкина, А.Н. Давыдова и Н.О. Ободан организовали в госпитале инвалидов войны их переквалификацию на новые, приспособленные к дефекту виды труда, новые профессии.
На Ленфронте сражались А.Г. Ковалев, А.И. Щербаков, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, А.Ц. Пуни и др. В тылу несли службу Родине психологи, нашедшие новое применение своим знаниям.
В данной статье приведены более подробно лишь два примера разработки тем военной психологии ленинградскими психологами. Можно было бы прибавить еще ряд тем, которые были отражены в литературе тех лет и позже.
Примечание: Публикуемая статья Каничевой Р.А., Ярмоленко
А.В. была подготовлена на факультете психологии ЛГУ в 1975 г. и ранее не
публиковалась. Изложенный в ней материал представляет интерес прежде всего
потому, что авторами его являются непосредственные участники и очевидцы
описываемых событий.
Печатается с некоторыми сокращениями.
Источник: Каничева Р.А., Ярмоленко А.В. Ленинградские психологи в годы войны // Психологический журнал. 1985. Т. 6. №6. С. 3–7.