Педагоги, сотрудники некоммерческих организаций, руководители образовательных проектов и школьники приняли участие во втором образовательном круглом столе «Рыбаков фонда» «Школьная травля и поведение взрослых: две стороны одной медали?»
Открывая дискуссию, модератор, автор книги «Другая школа» и YouTube-канала «Нормальные люди» Александр Мурашев, отметил, что буллинг долгое время был стигматизированной темой. «Почти все это переживали, но говорили об этом единицы»,— отметил он.
Президент «Рыбаков фонда» Екатерина Рыбакова предложила посмотреть на позицию оппонентов и привела в пример мнение Юлии Пересильд из интервью Катерине Гордеевой, где актриса предположила, что буллинг «может служить прививкой, которой нужно переболеть в детстве». Необходимо обратить внимание и на такую позицию и попытаться объяснить и привлечь ее приверженцев на свою сторону, считает Рыбакова.
На встрече обсуждался фильм «Я встретил тех, кто меня травил». Александр Мурашев представил фрагменты фильма, в которых рассказал о своем опыте пережитой в школе травли и о том, как для фильма встретился с бывшими агрессорами и учителями. «Выяснилась интересная вещь. Те события, которые на тебя повлияли, для твоих одноклассников могли вообще не иметь значения»,— отметил он.
Исследуя тему травли, в фильме Александр Мурашев говорит в том числе со своим бывшим школьным агрессором: «Накануне съемок он мне сказал: “Я осознал, что моя агрессия в школе была отражением той травли, которую я сам испытал в детстве”». Фрагмент фильма, посвященный разговору с агрессором, по словам Мурашева, показывает роль учителей и взрослых в школьной травле. Один из героев фильма отмечает, что «если бы хотя бы один взрослый вмешался и объяснил, что необязательно быть свидетелем и потакать буллингу, все могло бы быть иначе».
По словам Светланы Моториной, автора книги «Травля. Со взрослыми согласовано», к характеристикам травли также можно добавить намеренность и систематичность. А вот конфликта — в отличие от травли — не нужно бояться, считает она. Особенно когда в школе есть политика решения конфликта и детей учат решать его, чтобы достичь консенсуса. По ее словам, также одна из важных особенностей травли — то, что жертвой травли может быть кто угодно, вне зависимости от личностных и внешних характеристик. «Игру не нужно путать с травлей. В игре весело всем, а в травле — нет».
Непопулярность — это не травля, предупреждает Моторина, участники образовательного процесса «не обязаны друг друга любить, но обязаны не травить» — это одна из задач педагогов, не игнорировать отдельных учеников, не отделять от коллектива.
Основательница и директор благотворительного фонда «Шалаш» Лилия Брайнис привела в пример один из постулатов фонда: «Мы верим, что это не трудные дети, а дети, которым трудно». Она отметила, что одна из важнейших задач взрослых — научить ребенка вести себя по-другому, с учетом того, что дети учатся не на словах взрослых, а воспроизводя их действия. При этом взрослый должен понимать, что чувства и мысли ребенка равны чувствам и мыслям взрослого, но взрослый может заставить ребенка что-то делать, а ребенок взрослого — нет, и учитывать свою привилегию. Лилия Брайнис также рассказала о том, что, как и жертвы, агрессоры и свидетели травли имеют психические и физические последствия столкновения с буллингом.
Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов подчеркнул, что травля, как часть эволюции, всегда была «инструментом погашения тех, кто высунулся, стал непохожим», и обратил внимание на книгу Ольги Седаковой «Посредственность как социальная опасность». При этом он отметил, что без общих установок общества на толерантность, в школах ничего, кроме косметических изменений, произвести не удастся.
В конце 2021 года первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова сообщила “Ъ”, что инициировала создание рабочей группы, которая займется правовыми вопросами безопасности детей и педагогов в учебных заведениях. Эксперты тогда предложили для противодействия росту агрессии в учебных заведениях ввести службу медиации — примирения. Согласно опросу АНО «Мама в праве» и ОНФ за 2020 год, в России с буллингом сталкивается каждый третий ребенок.
Читать полностью: https://www.kommersant.ru/doc/5216359?from=doc_vrez
Источник: https://www.kommersant.ru/