В 1970-80-ые годы многие психологические исследования были посвящены таким вопросам как:
- Какие психологические механизмы подталкивают людей к «холодной войне» и гонке вооружений?
- Выделяется ли страх перед ядерным оружием на «палитре» других страхов современного человека? К каким психологическим последствиям он может привести, особенно подрастающее поколение?
- Какова роль помогающих специалистов в остановке гонки вооружений?
Молодежь в тревоге…
Страх перед ядерным вооружением, ядерной войной с середины 1970-ых гг стал популярной темой для психологических исследований. По их данным, в период «холодной войны» страх перед ядерной угрозой был распространен среди подростков, особенно девушек. Некоторые исследователи говорили о такой озабоченности как о проявлении позитивных аспектов развития личности в юности. Но основным лейтмотивом была разрушительность этого страха, его взаимосвязь с высокими уровнями стресса и тревожности, депрессивными проявлениями.
В качестве реакции на целый корпус работ о негативном влиянии угрозы ядерной войны на психологическое и психосоматическое благополучие людей, возник закономерный вопрос: не является ли ядерное оружие всего лишь поводом для проявления иррациональных страхов, свойственных тревожным личностям? Иными словами, те, кто боится, что «где-то там какой-то псих нажмет красную кнопку», просто склонны к формированию страхов и навязчивых мыслей.
В 1991 году Cl
В пятилетнем лонгитюдном исследовании Kar
Степень воспринимаемой угрозы зависит от многих факторов, таких как:
- Фактическое наличие и масштабы объекта страха,
- Реальные политические конфликты, в особенности, их репрезентация в СМИ,
- Индивидуальные особенности процессов сознательной и бессознательной переработки информации,
- Возрастные особенности познавательной и эмоциональной сферы.
К тому же неосознаваемые проблемы частично проецируются на внешние угрожающие события, что делает практически невозможным проследить линейную связь между реальной угрозой войны и переживаемой тревогой и страхом. Можно предположить, что «страшные новости» на военные и геополитические темы влияют на некоторых подростков подобно фильмам ужасов и жестоким компьютерным играм.
Исследования, посвященные страху перед ядерным оружием у подростков в периоды относительной политической стабильности, показали, что такой страх распространен в подростковой среде, и с возрастом он либо исчезает, либо теряет свою остроту (J. W. Gle
В советской и российской психологической литературе страх ядерной войны практически не освещался. В то же время, мы получили печальную возможность исследовать представления о ядерной энергетике у детей, столкнувшихся с реальностью взрыва на атомной станции (см., например, работы Т.И. Пуховой, В.В. Абраменковой). Эти данные подтверждают, что неконтролируемая техногенная угроза в прошлом и настоящем ставит под удар образ будущего у детей и подростков, их дальнейшее психологическое благополучие.
… и профессиональное сообщество на распутье.
По словам Br
Как врач, я обязан предупреждать своих пациентов о любой серьезной угрозе для их жизни и здоровья. Ядерное оружие – тоже угроза. Единственная ядерная бомба, взорванная в крупном городе, повлечет за собой сотни тысяч смертей. Мало кто сможет получить медицинскую помощь. Ядерная война поставит под угрозу нашу цивилизацию и само существование человечества.
Для жертв ядерной войны нет адекватной терапии. Единственное средство – ее предотвращение. Я предлагаю моим пациентам присоединиться к просветительской акции об опасности гонки вооружений. Вместе мы должны остановить политических лидеров в их движении к уничтожению всего живого.
Такую памятку Br
Защитные реакции больших социальных групп уподоблялись индивидуальным защитным механизмам, к которым человек прибегает, сталкиваясь лицом к лицу с идеей своей неизбежной смерти. H.D. Abraham пишет: «We
Еще одним распространенным защитным механизмом считалась деперсонализация (depersonal
Неудивительно, что мнение профессионального сообщества оказалось неоднородным. «Личные и профессиональные ценности специалиста по психическому или психологическому здоровью, как правило, основаны на идеях гуманизма. Но важнейшим требованием к работе терапевта является умение распознавать перенос, дифференцировать свои потребности и потребности клиента. Мы не должны проецировать на других людей даже свои самые высокие порывы» (J. D
Вопрос о том, являются ли общественные проблемы сферой компетенции психолога, остается открытым по сей день. Проблема отношения к ядерному оружию – «вопрос жизни и смерти» - позволила рассмотреть его особенно четко, будто под увеличительным стеклом.