Coursera – проект в сфере онлайн-образования, основанный профессорами Стэнфордского университета Эндрю Нг (Andrew Ng) и Дафной Коллер (Daphne Koller). Coursera предлагает массовые открытые он-лайн курсы (massive open on-line courses) – один из новых трендов дистанционного обучения. Это полноценные курсы, которые включают видеолекции, тексты и рекомендованную литературу (в открытом доступе), домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Правда домашние задания – эссе, сочинения, ответы на открытые вопросы – проверяют не преподаватели, а сокурсники. Отправив свою работу на рецензию, студент курса должен проверить от 3 до 5 чужих работ. Слушатели, набравшие определенное количество баллов, получают свидетельство об окончании курса.
Мы расскажем вам о ближайших курсах по психологии. В этом полугодии планируются целых два вводных курса. Однако они будут интересны не только студентам, но и всем желающим улчушить свой английский в профессиональной сфере. Также авторы обещают видео с экспериментами, которые (как и все материалы Coursera) останутся в открытом доступе и после окончания занятий.
Андерсон Смит (Anderson Smith), Georgia Institute of Technology
Начало: 25 марта 2013 (11 недель)
С детства мы пытаемся понять поведение окружающих нас людей, чтобы прогнозировать и даже контролировать его. В этом курсе вы узнаете, какие научные инструменты необходимы для того, чтобы понимать поведение людей и влиять на него. Именно систематические и объективные подходы позволили психологии стать наукой о мышлении и поведении.
Курс охватывает широкий диапазон тем:
- строение мозга и ЦНС,
- ощущение и восприятие,
- научение, память и мышление,
- психология развития,
- эмоции и мотивация,
- личность,
- социальное поведение,
- поведенческие нарушения и их психотерапия.
Стив Джуренс (Steve Joordens), University of Toronto
Начало: 6 мая 2013 (8 недель)
Этот курс познакомит слушателей с самыми интересными психологическими экспериментами и с тем, какие выводы из них можно сделать, чтобы понять закономерности человеческого сознания и поведения. В курс входят:
- общие сведения о строении мозга,
- когнитивные функции – память, внимание, восприятие, научение,
- психологическое развитие человека с детства до старости,
- влияние окружающих людей на наше мышление и поведение,
- разные формы психологических проблем и их терапии.
На самом деле, люди постоянно делают удивительные вещи, но не замечают, насколько это увлекательно. А еще мы постоянно подвергаемся влиянию людей и событий вокруг нас, не осознавая этого. Окончив курс, слушатели смогут гораздо лучше понимать, кто они и как работает их сознание. А также – переосмыслить свои отношения с родными и друзьями.
"Обратите внимание!": жизнь с СДВГ
Энтони Л. Ростейн (Anthony L. Rostain), University of Pennsylvania
Начало: 18 марта 2013 (12 недель)
Примерно 5 – 8 % школьников и 4 % взрослых в США страдают от той или иной формы расстройств, связанных с дефицитом внимания. Эта проблема встречается все чаще. Хотя СДВГ – это, пожалуй, наиболее изученная причина поведенческих нарушений у детей, его этиология остается неясной, последствия для развития – неоднозначными, а терапия – сложной и не слишком эффективной. Достижения нейронаук дали нам в распоряжение новые идеи о патопсихологии СДВГ, которые учитывают нарушения в работе нейронных цепей, отвечающих за внимание, контроль поведения, обучаемость и вознаграждение. В течение последних десяти лет были разработаны новые подходы к диагностике и коррекции, позволяющие более точно диагностировать СДВГ и предлагать клиентам адекватную терапию, в зависимости от их возраста. Это особенно важно, так как лонгитюдные исследования показывают негативное влияние СДВГ на психологическое здоровье и социальную адаптацию взрослых.
Курс адресован слушателям, уже имеющим психологическое и/или нейропсихологическое образование. Они смогут углубить свои знания о СДВГ в сферах исследований и клинической практики. Среди теоретических материалов курса:
- эпидемиология СДВГ,
- диагностические критерии,
- симптоматика в разных возрастах,
- влияние на развитие (познавательное, речевое, эмоциональный самоконтроль, мотивацию и исполнительные функции),
- влияние на здоровье (рискованное поведение, несчастные случаи, травмы, проблемы с вождением автомобиля, незапланированные беременности),
- сопутствующие проблемы (тревожность, сниженное настроение, аддикции),
- этиология (генетика, пре- и перинатальные факторы, нейропсихологические и нейроанатомические факторы).
Практико-ориентированные темы включают себя диагностические подходы, медикаментозное лечение (с использованием стимуляторов и других препаратов), а также разновидности немедикаментозной терапии.
Иррациональное поведение для начинающих
Дэн Арили (Dan Ariely), Duke University
Начало: 25 марта 2013 (6 недель).
Поведенческая экономика (behavioral economics) и поведенческие финансы (behavioral finance) объединяют научные исследования психологии принятия решений с экономическими теориями, чтобы лучше понять мотивы инвесторов, сотрудников или потребителей. Данный курс во многом основан на собственных исследованиях автора и ведущего. Участники курса смогут погрузиться в такие темы, как:
-
эмоциональные (часто преобладающие над когнитивными) основы принятия решений,
-
«иррациональные» паттерны мышления относительно денег и их вложения,
-
влияние ожиданий на оценку людьми того, что они получают,
-
экономико-психологический анализ нечестных поступков людей, которые изначально заслужили наше доверие,
-
влияние социальных и финансовых аспектов на мотивацию труда всех сотрудников – от рабочего до директора.
Этот междисциплинарный курс будет интересен для изучающих психологию управления или маркетинга. Его основные цели:
1. Познакомить слушателей с разнообразными кейсами, в которых людей (покупатели, инвесторы, администраторы) принимают решения, противоречащие общепринятым экономическим теориям и допущениями о том, что является «рациональным» решением. Эти проблемы и находятся в фокусе внимания поведенческой экономики.
2. Помочь слушателям найти творческое применение принципам поведенческой экономики в сфере развития новой продукции, общественной политики; понять, как бизнес и социальное развитие могут трансформироваться, если будет учитываться влияние этих принципов на поведение людей.
Эмоциональный интеллект: вдохновение для лидерства
Ричард Боятзис (Richard Boyatzis), Case Western Reserve University
Начало: 1 мая 2013 (6 недель)
Выдающиеся лидеры часто апеллируют не к разуму, а к эмоциям. При этом им удается установить с аудиторией глубокую эмоциональную связь – резонанс. Высокий уровень эмоционального интеллекта делает возможным сознательное установление и развитие таких резонансных связей. Эмоциональный интеллект поддерживает «резонансное лидерство» через осознанность и сочувствие, способность вселить надежду и подойти к проблемам «играючи». Но в реальной жизни и лидеры-администраторы, и помогающие специалисты, имеющие большое влияние на своих клиентов, постепенно теряют свои ресурсы из-за хронического стресса.
Курс посвящен феномену резонанса и развитию «резонансного лидерства». Он основан на многолетних исследований компетенций, входящих в понятие «эмоционального интеллекта», и лонгитюдных исследованиях их развития. В курсе используются новейшие достижения нейронаук, наук о поведении, организационной психологии, которые можно применять, чтобы добиться желаемых перемен в собственной жизни, в работе команд и организаций, в функционировании сообществ.
Скотт Плаус (Scott Plous), Wesleyan University
Начало: 8 июля 2013 (6 недель)
Чем бы мы ни занимались, время от времени у нас у всех возникают похожие вопросы: Что делает одних людей привлекательными в наших глазах, а других – отталкивающими? Как возникают конфликты и предубеждения и как с ними бороться? Могут ли психологические исследования помочь, например, защитить окружающую среду? Курс представляет собой введение в классическую и современную социальную психологию. В нем обсуждаются такие темы, как принятие решений, убеждение, групповое поведение и социальные факторы, влияющие на психологическое здоровье и благополучие.
В фокусе внимания курса – удивительные и интригующие результаты экспериментов, которым нетрудно найти применение в повседневной жизни. В качестве домашних заданий слушателям будет предложено поэкспериментировать с собственным поведением, зафиксировать и обдумать результаты. В курсе также используются материалы сайтов Социально-психологической Сети (Social Psychology Network), крупнейшего в мире интернет-сообщества, посвященного социальной психологии.