РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Москва, 5–6 декабря 2011
Московский городской психолого-педагогический
университет
Москва, Сретенка, 29
5 декабря, понедельник
9.00-10.00 Регистрация участников, размещение постер-докладов
10.00-10.30 Открытие
Вступительное слово:
Бунимович Евгений Абрамович, уполномоченный по правам ребенка в
городе Москве
Иванова Галина Евгеньевна, главный специалист по медицинской
реабилитации Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации
Белявский Борис Викторович, заместитель руководителя Центра
реабилитационно-коррекционного образования Федерального института развития
образования Министерства образования и науки Российской Федерации
10.30-13.00 Пленарное заседание
- Иванова Г.Е. (НИИ цереброваскулярной патологии и инсульта, РНИМУ
им. Н.И. Пирогова) Система медицинской реабилитации и перспективы ее
развития
- Бенгель Ю. (Фрайбургский университет, Германия) Оценка в
реабилитации: качество жизни, связанное со здоровьем в медицинском и
субъективном аспекте
- Цейтлин Г.Я., Гусева М.А. (ФГБУ «Федеральный научно-клинический
центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» Минздравсоцразвития
России) Психолого-социальные проблемы детской онкологии
- Рубцов В.В. (МГППУ), Панков Д.Д., Полунина Н.В. (РНИМУ им. Н.И.
Пирогова) Об актуальности начала подготовки супервизора реабилитационного
процесса на межвузовской основе
- ДеВульф М. («Кистоун Хьюман Сервисес», отделение в Центральной
Пенсильвании,США) Применение различных способов поддержки позитивных
изменений поведения: психологическая реабилитация
13.00-14.00 Перерыв
13.00-14.00 Работа постер-секции
14.00-16.00 Работа секций
Секция 1. «Теоретико-методологические проблемы
психологической реабилитации»
Руководители: М.Н. Гордеев (НОУ ВПО Институт психотерапии и клинической
психологии), А.М. Щербакова (МГППУ)
- Вайткявичене А. (Шяуляйский университет, Литва) Компаративный
анализ индивидуальной психологии А. Адлера и теории компенсации дефекта Л.
Выготского – модель психосоциального развития лица с ограниченными
возможностями
- Гранде Г. (Лейпцигский университет прикладных наук, Германия)
Роль, перспективы и ожидания пациентов в реабилитации
- Иванова Е.А. (Костромской областной институт развития
образования) Совладающее поведение как фактор социально-психологической
реабилитации людей с нарушением зрения
- Каменева О.В. (РОО инвалидов-опорников «Люди в колясках») Права
инвалидов в свете социальной психологии
- Купреева О.И. (Открытый международный Университет развития
человека «Украина») Психологические особенности саморазвития студентов с
ограниченными возможностями здоровья
- Никитин В.Н. (Институт психологии и педагогики)
Транс–рефлекторные механизмы саморегуляции
- Одинцова М.А. (Университет Российской академии образовании)
Современный взгляд на ограниченные возможности здоровья (перечитывая
Л.С.Выготского)
- Сердюк Л.З. (Институт психологии им. Г.С.Костюка НАПН
Украины) Психологические предпосылки самореализации студентов с
ограниченными возможностями здоровья в интегрированной образовательной
среде
- Царева Н.А. (ГОУ Детский сад № 288) Принципы теории
«Повышения значимости социальных ролей» - Social Role Valorisation theory
Секция 2 «Проектирование моделей, программ и технологий психологической
реабилитации»
Руководители: Ж.В. Порохина (Государственное учреждение Самарской области
Социально-оздоровительный центр «Преодоление», Тольятти), Г.Гранде
(Лейпцигский университет прикладных наук, Германия)
- Баскакова Ю.В. (Культурно-спортивный реабилитационный комплекс
ВОС, МГППУ) Развитие коммуникативной компетентности молодых
инвалидов по зрению посредством деловой игры
- Ворошнина О.Р. (Пермский государственный педагогический
университет) Содержание психологической помощи семьям, воспитывающим
недоношенных младенцев
- Галасюк И.Н. (Институт переподготовки и повышения квалификации
руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города
Москвы) Проблемы психологического сопровождения социальной реабилитации
семьи инвалида
- Григорьев Д.А. (ГУ Центр социальной реабилитации детей-инвалидов
и детей с ограничениями жизнедеятельности «Нагатино-Садовники») Внедрение
инновационной модели комплексной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья в ГУ Центр социальной реабилитации детей-инвалидов
и детей с ограничениями жизнедеятельности «Нагатино-Садовники»
- Кагарлицкий О.В. (Центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции «Тверской») Онтогенетический подход в ведении
детей группы «Особых возможностей здоровья»
- Краснокутская Е.Н., Морозова Н.С. (Центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции «Ясенево») Психологическая реабилитация детей с
ограниченными возможностями здоровья в детско-родительских группах
- Куракина Е.А. (ФНОУ ВПО «Московский институт экономики,
менеджмента и права», Нижний Новгород) Специфика реабилитационной работы со
школьниками с нарушениями зрения в условиях школы-интерната
- Леонгард Э.И. (Научно-исследовательский институт дошкольного
образования им. А.В. Запорожца) Слухоречевое развитие – фундамент
психологической абилитации и реабилитации детей с нарушением слуха
- Минина О.Г., Данилова Е.А., Рочева Н.И., Коневская Е.В. (ГОУ ВПО
Сыктывкарский государственный университет) Специфика психологической
реабилитации незрячих и слабовидящих детей
- Творогова Н.Д. (Первый Московский медицинский университет им.
И.М. Сеченова) Модели модификации поведения в школах здоровья
Постер-доклады:
- Губина Е.С., Долбунова М.В. (Фонд социальной помощи детям и
семьям «Кистоун») Комплексная система помощи детям и семьям. Опыт
организации «Кистоун»
- Нигманов С.У., Протасова О.С. (ОГУ Воронежский областной
реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста) Профессиональная
занятость как показатель успешности психологической реабилитации инвалидов
- Рязанова А.В. (ГОУ Центр психолого-медико-социального
сопровождения детей и подростков Департамента образования г.Москвы) Группы
поддержки для родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями в
развитии
- Сергеева Л.Н. (Центр психолого-медико-социального сопровождения
«Раменки») Сенсорное развитие детей раннего возраста со сложным дефектом
посредством продуктивной деятельности на занятиях в Лекотеке
- Смирнова И.А. (Ленинградский государственный университет им. А.С.
Пушкина) Работа психолога в дошкольном образовательном учреждении для
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Секция 3. «Проблемы межведомственного взаимодействия при реализации моделей
реабилитации»
Руководители: Д.Д. Панков (Российский национальный исследовательский
медицинский университет им. Н.И. Пирогова), О. Миттаг
(Фрайбургский Университет, Германия)
- Аксенова Н.С., Ильина Ю.В. (РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ДГП №150
ЮВАО г. Москвы) Об эффективности использования комплексного
медико-психологического обследования подростков с дизрегуляторными
нарушениями
- Головина Г.А. (ГОУ CПО Технологический колледж
№21) Разработка модели учебно-производственных подразделений для
осуществления социально-трудовой адаптации в условиях реального производства
лиц со сложной структурой дефекта, прошедших специальную профессиональную
подготовку в условиях колледжа
- Григорьев Д.А., Андреев Г.А. (ГУ Центр социальной реабилитации
детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности
«Нагатино-Садовники») Проблемы межведомственного взаимодействия при
реализации комплексной модели реабилитации и адаптации на примере ГБУ Центр
социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограничениями
жизнедеятельности «Нагатино-Садовники»
- Казанская И.В., Петровичева Н.Л. (РНИМУ им. Н.И.
Пирогова)
Медико-психологические аспекты диагностических и лечебно-реабилитационных
мероприятий в андрологической сфере у подростков
- Ключникова И.В. (ДГП №150 ЮВАО г. Москвы, РНИМУ им. Н.И.
Пирогова) Возможности реабилитации часто болеющих детей в условиях дневного
стационара ДГП и проблемы медико-психологического сотрудничества
- Крюков Г.В. (Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь») Построение
региональной модели взаимодействия государственных и общественных структур при
оказании реабилитационной помощи детям с ОВЗ и ее реализация в Московской
области
- Панкова Т.Б. (ДГП №139 ЦАО г. Москвы, МГППУ, РНИМУ им. Н.И.
Пирогова) Перспективы и направления медико-психологического сотрудничества
по реабилитации детей с патологией ЦНС
Секция 4 «Психологическая реабилитация пациентов в соматической и
неврологической клинике»
Руководители: Г.Е. Иванова (НИИ цереброваскулярной патологии и инсульта,
РНИМУ), Ю.Е. Куртанова (МГППУ)
- Быкова В.И., Львова Е.А. (НИИ детской неотложной хирургии и
травматологии) Особенности психологической реабилитации на ранних этапах
восстановления сознания у подростков после тяжелой черепно-мозговой травмы
- Гудилина О.Н. (МГППУ) Реабилитационный потенциал личности
пациентов с нарушениями статодинамической функции
- Гусева М.А., Лебедь О.Л., Цейтлин Г.Я. (АНО по реабилитации
детей с онкологическими заболеваниями «Дети») Стресс и состояние
репродуктивного здоровья женщин, имеющих ребенка с онкологическим
заболеванием
- Дьяченко И.В. (РДКБ, РНИМУ им. Н.И. Пирогова) Качество жизни
детей с хронической почечной недостаточностью
- Кислица Г.К. (МГППУ) Некоторые психологические аспекты работы
с пациентами, имеющими спинальную травму
- Ковригина Е.С. (РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ФГУ ФНКЦ ДГОИ)
Медико-социальные проблемы адаптации и реабилитации детей и подростков с
заболеваниями крови
- Курбанов Р.С. (ОАО «Реабилитационный центр для инвалидов
«Преодоление») Качество жизни пациентов с травматической болезнью спинного
мозга: психологические аспекты
- Куртанова Ю.Е. (МГППУ) Цели психологической реабилитации
детей с муковисцидозом с учетом формирующихся личностных особенностей под
влиянием тяжелого хронического заболевания
- Макарова В.С., Нигаматуллина О.Л., Макаров И.Г. (ФГУ
Российский реабилитационный центр «Детство», Национальная пациентская
организация помощи больным, страдающим лимфедемой, АНО «ЛИМФА»)
Комплексная реабилитация детей-инвалидов, имеющих сохранный интеллект
- Мирошкин Р.Б., Фисун Е.В. (Институт практической психологии и
психоанализа) Психологическая реабилитация семей с детьми, перенесшими
онкозаболевание
- Султанова А.С. (Учреждение Российской академии образования
«Институт психолого-педагогических проблем детства») Психологическая
реабилитация детей, перенесших перинатальное поражение нервной системы
негрубого характера
Постер-доклады:
- Сафиуллина А.И. (Учреждение РАО «Институт
психолого-педагогических проблем детства») Взаимодействие психолога и семьи
в процессе реинтеграции в образовательный процесс детей, перенесших
онкологические заболевания
- Тюрин А.В. (Московский государственный гуманитарно-экономический
институт) Особенности психической адаптации инвалидов с нарушением
опорно-двигательной системы
16.00-16.15 Кофе-брейк
16.15-18.00 Круглый стол «Место психолога в комплексной реабилитации лиц с
ОВЗ. Проблемы подготовки психологов-реабилитологов»
Ведущие – д.псх.н., проректор по УМО, профессор Ю.М. Забродин
(МГППУ); Dr.Dr., заведующий кафедрой реабилитационной психологии и
психотерапии, профессор Ю. Бенгель (Фрайбургский университет,
Германия); д.м.н., к.псх.н., ректор НОУ ВПО Институт психотерапии и
клинической психологии профессор М.Н. Гордеев; к.п.н., с.н.с.,
заведующая кафедрой психологической реабилитации А.М. Щербакова
(МГППУ)
Цель Круглого стола – обсуждение содержательных, нормативных и
организационных проблем психологической реабилитации лиц с ограниченными
возможностями здоровья, трансляция опыта подготовки психологов для работы в
сфере психологической реабилитации, выработка рекомендаций в адрес
Минздравсоцразвития РФ, Министерства образования и науки РФ.
Выступления:
- Гордеев М.Н. (НОУ ВПО Институт психотерапии и клинической
психологии) Место и роль психолога в системе медицинской реабилитации
- Щербакова А.М. (МГППУ)Моделирование деятельности
психолога-реабилитолога как основа программы его профессиональной
подготовки
Обсуждаемые вопросы:
- Психологическая реабилитация в системе реабилитационной работы – идея или
реальность?
- Место психологической реабилитации в ИПР. Показания, протоколы,
эффективность.
- Средства психологической реабилитации – унификация или творческий
поиск?
- Подготовка психологов-реабилитологов: содержание, организация,
методика.
16.15-18.00 Мастер-классы
- ДеВульф М. («Кистоун Хьюман Сервисес», отделение в Центральной
Пенсильвании, США) Применение различных способов поддержки позитивных
изменений поведения. Психологическая реабилитация: философия, цели и
ценности
- Афонин А.Б., Пономарева М.Е., Осипова Е.А. (ГОУ ЦДТ «Строгино»,
РОО СТР «Круг») Театральная импровизация как социализирующий
метод
- Назарова Н.Р. (Психоневрологический диспансер
№5 Санкт-Петербурга; Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств) Разнообразие возможностей арт-терапии в реабилитации
пациентов с психическими заболеваниями
- Калачев С.Г. (Благотворительный фонд имени Преподобного Сергия
Радонежского, Сергиево-Посадский район Московской области)
Психофизиологическая реабилитация детей со множественными нарушениями развития
с использованием приемов циркового искусства
18.00-18.30 Презентация концертной программы Интегрированной театральной
студии «Круг II» (ГОУ ЦДТ «Строгино» и РОО СТР «Круг»)
6 декабря, вторник
10.00-13.30 Пленарное заседание
- Войтенко Р.М. (Институт усовершенствования врачей-экспертов,
Санкт-Петербург) Основы реабилитологии в современной медицине
- Катс Н. (Научно-исследовательский институт здоровья и медицинских
профессий Академического колледжа Оно, Израиль) Когнитивная
реабилитация, исполнительные функции и участие
- Малюкова Н.Г. (Центр патологии речи и нейрореабилитации, МГППУ)
Методы нейропсихологической диагностики и их значение в системе современной
нейрореабилитации
- Миттаг О. (Фрайбургский Университет, Германия) Переориентация на
здоровый образ жизни – задача реабилитации
- Мелик-Пашаев А.А. (Психологический институт РАО, МГППУ)
Художественное творчество и душевное здоровье
- Шеманов А.Ю. (МГППУ) Проблема субъекта и концепции
социокультурной реабилитации
- Порохина Ж.В. (ГОУ Самарской области Социально-оздоровительный
центр «Преодоление», Тольятти) Психологическая реабилитация лиц с
ограниченными возможностями здоровья в рамках комплексной реадаптации инвалидов
Самарской области на базе государственного учреждения Самарской области
Социально-оздоровительного центра «Преодоление»
13.30-14.30 Перерыв
13.30-14.30 – Постер-сессия
14.30-16.30 Работа секций
Секция 5. «Актуальные вопросы социокультурной реабилитации
лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Руководители: А.Ю. Шеманов (МГППУ), Н.Т. Попова (РОО
социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии
«Круг», МГППУ)
- Афонин А.Б. (ГОУ ЦДТ «Строгино», РОО СТР Круг)
Социокультурные аспекты режиссуры в особом театре: Между арт-терапией и
эстетическими концепциями искусства авангарда
- Верховская М.А. Попова Н.Т. (МГППУ, ГОУ ЦДТ «Строгино»)
«Древо ремесел» как ресурс социокультурной реабилитации
- Востров И.М. (Лаборатория проблем социокультурной реабилитации
лиц с ОВЗ ИПИО МГППУ; Государственный специализированный институт искусств)
Формирование отношения к выбранной профессии у неслышащих студентов
театрального факультета ГСИИ в процессе обучения
- Загрядская В.Н. (ГОУ Дворец творчества детей и молодёжи «На
Миуссах», МГППУ) Особенности формирования языковой компетентности
подростков с интеллектуальной недостаточностью в учреждении дополнительного
образования
- Калачев С.В. (Благотворительный фонд имени Преподобного Сергия
Радонежского) Психофизиологическая реабилитация детей со множественными
нарушениями развития средствами циркового искусства: практическое применение в
условиях детских домов, интернатов, коррекционных школ и медицинских учреждений
Сергиево-Посадского района Московской области
- Корепанова И.А. (МГППУ) Искусство, арт-терапия и реабилитация
при работе с подростками с ОВЗ в контексте Германии
- Назарова Н.Р. (ПНД №5 г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский
государственный университет культуры и искусств) Возможности применения
арт-терапии на разных этапах лечебно-реабилитационной работы при психических
расстройствах
- Салаконе А. (Университет «Рим 3», Община Святого Эгидия,
Италия) Способный ли? Подходящий ли? Надежный ли? Просто друг! Движение
умственно-отсталых людей "Друзья" при Общине Святого Эгидия
- Тарасов Л.В. (АНО Центр социокультурной анимации
«Одухотворение») Проблема пренебрежения интересами ребенка-инвалида в семье
в контексте анимационной работы
- Филимонов А.А. (Российский этнографический музей,
Санкт-Петербург) Работа с инвалидами психоневрологического профиля на базе
этнографического музея
Постер-доклады:
- Арабкина Н.В. (ГУ Центр Социальной помощи семье и детям
«Сокол») Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в
художественно-творческой деятельности
- Курочкин А.В., Белкина Ю.А. (МГППУ) Опыт
организации кулинарных мастерских с людьми, имеющими ограниченные возможности
передвижения
- Силантьева Т.А. (МГППУ) Проект трудовой интеграции лиц с
ограниченными возможностями здоровья для работы на предприятиях России
Секция 6. «Нейрореабилитация»
Руководители: Н.Г. Малюкова (ГБУЗ Центр патологии речи и
нейрореабилитации, МГППУ), М.Е. Баулина (РНИМУ им. Н.И.
Пирогова), Н. Катс (Научно-исследовательский институт здоровья и
медицинских профессий Академического колледжа Оно, Израиль)
- Баулина М.Е. (РНИМУ им. Н.И. Пирогова) Проблемы
взаимодействия нейропсихолога с другими специалистами в
коррекционно-развивающем обучении детей с ограниченными возможностями
здоровья
- Вишнева А.Е. (Центр патологии речи и нейрореабилитации)
Психологические проблемы нейрореабилитации
- Власова Р.М. (РООИ ДКДМЦ «Здоровье человека»)
Нейропсихологический подход к формированию социально-бытовых навыков у
подростков с ограниченными возможностями здоровья
- Гусарова С.Б., Игнатьева Н.С., Максакова О.А., Максаков В.Ю.
(Институт нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН) Пятнадцатилетний опыт
психологической нейрореабилитации
- Емельянова М.А., Скворцов А.А., Зайкова А.В. (ЦПРиН, НИУ ВШЭ,
РНИМУ им. Н.И. Пирогова, МНИИ психиатрии Росздрава) Основные подходы к
восстановлению произвольных движений при апраксии
- Ингуран О.В. (Центр патологии речи и нейрореабилитации)
Семейные расстановки и речевые нарушения
- Пономарев А.А. (Центр патологии речи и нейрореабилитации)
Взаимосвязь мотивации достижения и речевого восстановления пациентов,
проходящих курс нейрореабилитации
- Фуфаева Е.В. (ГУ НИИ неотложной детской хирургии и
травматологии) Нейропсихологическое сопровождение детей с тяжелой
черепно-мозговой травмой в реабилитационном процессе
Постер-доклады:
- Строганова Т.А., Гнитеева Л.Н., Власова Е.Ю. (МГППУ)
Особенности когнитивного развития и исполнительных функций при
нейроонкологических заболеваниях в детском возрасте
Секция 7. «Медико-психолого-педагогические подходы в реабилитации лиц с
психическими расстройствами»
Руководители: Н.М. Иовчук (МГППУ), Ю.С. Шевченко (Российская
медицинская академия последипломного образования), Ю.Бенгель
(Фрайбургский университет, Германия)
- Бородкина О.Ф., Пилюгина Л.В. (Институт гармоничного развития и
адаптации «ИГРА») Психотерапевтическая поддержка подростков с особенностями
психического развития
- Горина Е.Ю. (РБОО «Центр лечебной педагогики») Организация
ранней помощи детям с нарушениями аутистического спектра в г.Гетеборг
(Швеция)
- Григорьева И.А. (МГППУ) Факторы, оказывающие влияние на
социализацию подростков с эпилепсией
- Иовчук Н.М., Северный А.А. (МГППУ, НЦПЗ РАМН) Семья в
комплексной реабилитации психически больного ребенка
- Леонтьева Е.М., Головина О.Е. (ПКБ №1 им. Н.А. Алексеева, МГУ им.
М.В. Ломоносова) Переоценка ценностей больными шизофренией как ресурс в
реабилитационной работе
- Макарова О.А., Стержанова О.М., Банникова Я.Н. (ГОУ детский сад
комбинированного вида № 1986, структурное подразделение Лекотека) Комплекс
наглядно-дидактических приемов для детей с выраженными расстройствами
психической деятельности в условиях Лекотеки
- Музюкин Т.Б. (Интегративный детский сад № 288)
Психологическое консультирование семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья
- Ривкина Н.М. (ФГБУ МНИИ Психиатрии Минсоцразвития) Эффективность
групповой психосоциальной работы с семьями в системе комплексной помощи
пациентам с первыми психотическими эпизодами
- Рубан О.В. (МГППУ, интегративный детский сад №288)
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического
спектра в системе инклюзивного детского сада
- Федотова Э.Л. (Центр психолого-педагогической реабилитации и
коррекции «Тверской») Психологическая группа для сиблингов детей с
расстройствами аутистического спектра
- Федотова Т.В. Радость победы
- Шевченко Ю.С. (Кафедра детской психиатрии, психотерапии и
медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного
образования) Многоуровневый подход к лечению и реабилитации психически
больных детей
- Щербакова А.М. (МГППУ) Проблемы психологической устойчивости
родителей, воспитывающих детей с ментальной недостаточностью
Секция 8. «Психологические аспекты реабилитации
средствами образования»
Руководители: С.В. Алехина (Институт проблем инклюзивного образования
МГППУ), Е.А. Екжанова (Центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции «Ясенево» ЮЗОУО ДО)
- Айсмонтас Б.Б. (МГППУ) Высшее профессиональное
образование студентов с ОВЗ на основе дистанционных технологий: от мотивации
избегания неудачи – к мотивации достижения успеха
- Александрова Л.А. (МГППУ) Инклюзивное образование как фактор
психологической реабилитации лиц с ОВЗ
- Жаворонков Р.Н. (ИПИО МГППУ) Организация инклюзивного
образования лиц с ОВЗ в России на современном этапе
- Игнатов М.А. (Детский сад комбинированного типа №288)
Организация психологической службы в инклюзивном детском саду
- Козель Е.В., Позывайлова М.Л. (ГОУ Центр диагностики и
консультирования «Участие») Сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в процессе интеграции в среду нормативно развивающихся
сверстников
- Слюсарева Е.С. (ГОУ ВПО Ставропольский государственный
педагогический институт) Психологическая помощь детям с ограниченными
возможностями здоровья в условиях предшкольного образования
- Хайрулина И.А. (МГППУ) Взаимодействие с семьей
студента-инвалида с двигательными нарушениями на начальном этапе обучения в
вузе с применением дистанционных технологий
Постер-доклады:
- Апсе О.С. (Лиепайский Университет, Латвия) Геронтообразование
в Вентспилсском Дигитальном центре
16.30-16.45 Кофе-брейк
16.45 - 18.30. Круглый стол «В прошлом участник, в настоящем – волонтер, в
будущем - ?»
Ведущие – к.ф.н., помощник ректора МГППУ, член Общественной Палаты по
образованию города Москвы Ю.Н.Баусов; Алессандро Салаконе,
Община Святого Эгидия в России; к.псх.н., доцент кафедры возрастной психологии
МГППУ И.А.Корепанова, ст.пр. факультета клинической и специальной
психологии МГППУ А.И.Федорова
Цель Круглого стола – обсуждение ресурсов волонтерства в создании
реабилитационной, развивающей среды для людей с ограниченными возможностями
здоровья.
В рамках Круглого стола планируется знакомство с проектами различных
волонтерских организаций и обсуждение возможностей сотрудничества и
развития.
Обсуждаемые вопросы
- Варианты волонтерской деятельности. В какие проекты включены волонтеры?
Какие проекты успешны, опыт каких проектов интересен для трансляции?
- Волонтеры как участники реабилитационной развивающей среды. Сотрудничество
со специалистами, родителями, участниками совместных проектов.
- Волонтер как инициатор и соучастник реабилитационного проекта – особая
ситуация? (что «вносит» волонтер в проект?)
- Мотивация волонтеров на участие в реабилитационном проекте.
- Трудности волонтерской жизни
Выступления
- Ю.Н. Баусов, Межрегиональная общественная организация «Ассоциация
молодёжных инвалидных организаций – «АМИО»: Волонтерство – государственный
заказ или потребность гражданского общества?.
- М.А. Верховская, С.Г. Токачева, ГОУ ЦДТ «Строгино», ИПИО МГППУ,
РОО «Круг»: Роль волонтеров в социокультурной реабилитации и значение
участия в социокультурной реабилитации для волонтеров
- О.Е. Таяновская. ГОУ ЦДТ «Строгино», Создание социокультурной
развивающей среды: проблемы участия волонтеров (Опыт проведения фестивалей
"Протеатр")»
- Ю.Е. Храмов, фотопроект "Мы живем на этой Земле": "Визуальная
культура в реабилитации"
- Алессандро Салаконе, Община Святого Эгидия в России: О
волонтерских проектах Общины Святого Эгидия в России
- Д.Л. Саксонов, "Киношкола": Театр в работе с особыми
людьми
Представление проектов
- Ю.С. Андропова, РБОО "Центр лечебной педагогики": Программы
подготовки участников волонтерских проектов в Центре лечебной педагогики
- С.Н. Соколовская, группа Милосердия при Храме Христа
Спасителя: «Опыт постинтернатного сопровождения ребенка-сироты»
- М.С. Мошкова, волонтерское движение МГППУ "Единый мир":
Направления работы студенческого общества волонтеров
- М.А. Белотелова, проект "Воспитание милосердием": Участие в
волонтерских проектах детей школьного возраста
- Т.Д. Соколова, М.А. Илларионова, Р.Е. Радева,
интеграционный проект «Турград» (АМИО, МГППУ): Туризм и волонтеры. Что и
почему мы делаем вместе?
- А. Пастернак, М. Коковкина, Фонд "Подари жизнь": Волонтерская
программа при НИИ Нейрохирургии им. Бурденко
- М.Ф. Перминова, М. Харламова, Проект "Помощь бездомным": Как
бездомным дожить до весны?
- Г.Куксин, Волонтерская программа Гринпис России: Участие
людей с особенностями в волонтерских природоохранных проектах
16.45-18.30 Мастер-классы
- Гусарова С.Б., Игнатьева Н.С., Максакова О.А., Бойко С.Ю.
(Институт нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН) Ранняя психологическая
нейрореабилитация. Восстановление сознания методами телесно-ориентированной
психотерапии
- Лебедева Л.Д. (Институт позитивных технологий и консалтинга)
«Прощание с болезнью»: методы арт-терапии в психоэмоциональной реабилитации
онкобольных
- Зенина М.В., Ульянова Ю.В. (ГУ Самарской области
Социально-оздоровительный центр «Преодоление») Освоение нового телесного
«Образа Я» в групповой терапии
- Попова Н.Т. (МГППУ, ГОУ ЦДТ «Строгино») От продуктивной
деятельности к творческому диалогу с предметом
18.30-19.00 Подведение итогов конференции. Принятие резолюции.
Закрытие
Организационный комитет
Задорина Е.Н. (председатель) – проректор по научной работе МГППУ
Габуния Г.Г. – проректор по международным связям МГППУ
Сафронова М.А. – начальник Управления координации и планирования
научно-исследовательской работы МГППУ
Щербакова А.М. – заведующая кафедрой психологической реабилитации факультета
Клинической и специальной психологии МГППУ
Бенгель Ю. – заведующий кафедрой реабилитационной психологии и психотерапии
факультета психологии Фрайбургского университета (Германия)
Ковригина Е.С. – доцент кафедры педиатрии и школьной медицины факультета
усовершенствования врачей РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Куртанова Ю.Е. (секретарь) - доцент кафедры психологической реабилитации
факультета Клинической и специальной психологии МГППУ
Программный комитет
Рубцов В.В. (председатель) – ректор МГППУ, директор Психологического
института РАО, д.псх.н., профессор, академик, действительный член РАО
Марголис А.А. – первый проректор МГППУ, к.псх.н., профессор
Алехина С.В. – директор Института проблем интегративного (инклюзивного)
образования, к.псх.н.
Бенгель Ю.– заведующий кафедрой реабилитационной психологии и психотерапии
факультета психологии Фрайбургского университета (Германия), д.м.н., д.псх.н.
проф.
Гордеев М.Н. – ректор НОУ ВПО Институт психотерапии и клинической
психологии, д.м.н., к.псх.н., проф.
Екжанова Е.А. – директор Центра психолого-педагогической реабилитации и
коррекции «Ясенево», д.п.н.
Иванова Г.Е. – заведующая отделом медико-социальной реабилитации
НИИ цереброваскулярной патологии и инсульта, профессор кафедры реабилитации и
спортивной медицины РНИМУ им. Н. И. Пирогова, д.м.н., проф.
Малюкова Н.Г. – заведующая отделением медицинской психологии Центра
патологии речи и нейрореабилитации, ст.н.с. МНИИ Психиатрии Росздрава, доцент
кафедры психологической реабилитации факультета клинической и специальной
психологии МГППУ, к.псх.н.
Иовчук Н.М. – профессор кафедры психологической реабилитации факультета
клинической и специальной психологии МГППУ, д.м.н., проф.
Корепанова И.А. – доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии
образования МГППУ, к.псх.н.
Куртанова Ю.Е. – доцент кафедры психологической реабилитации факультета
клинической и специальной психологии МГППУ, к.псх.н.
Панков Д.Д. – заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины факультета
усовершенствования врачей РНИМУ им. Н. И. Пирогова, д.м.н., проф.
Порохина Ж.В. - директор Государственного учреждения Самарской области
Социально-оздоровительный центр «Преодоление», Тольятти, к.псх.н.
Шеманов А.Ю. – зав. лабораторией проблем социокультурной реабилитации лиц с
ограниченными возможностями здоровья ИПИО МГППУ, профессор кафедры
психологической реабилитации факультета клинической и специальной психологии
МГППУ, д.ф.н.
Щербакова А.М. (ответственный секретарь) – зав. кафедрой психологической
реабилитации, профессор факультета клинической и специальной психологии МГППУ,
к.п.н, ст.н.сотр.
Официальный сайт конференции:
http://www.psy-rehab.ru
Информационная поддержка конференции:
http://mgppu.ru,
http://www.childpsy.ru ,
https://psypress.ru
Информационное письмо
К участию в конференции приглашаются
-
специалисты сферы образования, здравоохранения, социальной
защиты, развивающие теорию и практику психологической реабилитации в России и
за рубежом (ученые, психологи, организаторы, управленцы, др.)
-
представители общественных организаций, волонтерских
объединений, решающих проблемы комплексной реабилитации людей с ограниченными
возможностями здоровья.
Цель конференции
-
анализ концептуально-методологических основ разработки
моделей, программ и методов психологической реабилитации лиц с ограниченными
возможностями здоровья
-
обмен опытом по различным аспектам психологической
реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и за
рубежом
-
формирование профессионального сообщества
психологов-реабилитологов.
Направления работы конференции
-
Теоретико-методологические проблемы психологической
реабилитации.
-
Проектирование моделей, программ и технологий
психологической реабилитации.
-
Проблемы междисциплинарного взаимодействия в
реабилитационном процессе.
-
Организация и содержание психологической помощи в условиях
учреждений различных ведомств (образования, здравоохранения, социальной
защиты).
-
Специфика психологической реабилитации детей и взрослых с
ограниченными возможностями здоровья различных нозологий.
-
Актуальные вопросы социокультурной реабилитации лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
-
Психологические аспекты реабилитационной среды.
-
Оценка эффективности психологической реабилитации.
-
Подготовка специалистов в области психологической
реабилитации.
Формы работы и взаимодействия участников
конференции:
пленарные и секционные заседания, стендовые доклады,
мастер-классы, круглые столы по актуальным социально-психологическим проблемам
реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Формы участия:
очная, заочная
Условия участия:
Для участия в конференции необходимо выслать на электронный
адрес
оргкомитета psy-rehab@yandex.ru
заявку на участие в конференции (форма в Приложении 1). При отправке
заявки (или заявки и материалов) по электронной почте ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо
указать в теме письма «Заявка на конференцию» или «Заявка на конференцию и
материалы».
Организационный сбор за участие в конференции не
предусматривается.
Командирование на конференцию за счет направляющей
стороны.
По результатам рассмотрения заявки будет выслано специальное
приглашение для участия в конференции (до 30 октября).
Материалы конференции:
К началу конференции будет выпущен сборник материалов.
Материалы (объем до 5 страниц - 12500 печатных знаков без пробелов)
необходимо выслать (вместе с заявкой на участие в конференции) до 23
сентября 2011 года.
Требования к оформлению материалов в Приложении
2.
Требования к оформлению стендовых докладов в Приложении
3.
Поступившие материалы будут рассматриваться. Материалы, не
соответствующие теме конференции или требованиям, могут быть отклонены.
Отобранные материалы будут опубликованы на сайте
www.psy-rehab.ru
Тезисы аспирантов и молодых ученых принимаются к
рассмотрению при наличии письма поддержки научного руководителя.