Канадские ученые считают, что возрастное ослабление способности мозга отсеивать ненужную информацию – это не всегда столь уж плохо. Опыты показали: фиксация ненужных деталей иногда облегчает мозгу извлечение информации из памяти.
Мозг человека фильтрует поступающую информацию, запоминая лишь незначительную ее часть. Эта способность, как было известно психологам, с возрастом слабеет: пожилые люди хуже выделяют наиболее важное.
В ходе экспериментов ученые из Университета Торонто сравнивали между собой две группы добровольцев. В одну из них вошли люди в возрасте от 17 до 29 лет, в другую – от 60 до 73 лет. Всем испытуемым психологи предложили одну и ту же задачу.
На экране демонстрировались картинки и не связанные с ними слова. Например, если под фотографией птицы появлялось слово «прыжок», его с разрешения исследователей можно было игнорировать. Важны только картинки, гласила инструкция, если появляется уже увиденная картинка – следует нажать пробел на клавиатуре.
После выполнения этого задания добровольцам давали десять минут на перерыв, а потом снова показывали картинки. На этот раз изображения были трех типов: из предыдущей серии с теми же посторонними словами (птица + слово «прыжок»), из предыдущей серии с новыми словами (та же птица, но со словом «фотоаппарат», например) и совершенно новые картинки.
На основе того, как испытуемые отсеивали новые изображения,
ученые делали выводы о работе их памяти. А посторонние слова позволяли не
только оценить, насколько хороша память, но и понять, какова роль в процессе
запоминания сторонних факторов, обычно выступающих в виде помех или ненужного
фона.
Результаты, которые ученые описали в журнале Psychological Science, оказались весьма интересными. Пожилые люди лучше вспоминали ранее показанные им изображения с посторонним словом, что, по мнению авторов исследования, говорит о способности мозга запоминать объект в паре с чем-то еще и даже там, где этого делать не требуется.
В самом деле инструкция недвусмысленно гласила: слова не нужны. Но мозг старших участников эксперимента все равно их фиксировал, а потом использовал эту информацию для извлечения картинки из памяти. Там, где слова не совпадали с увиденным на экране, результаты пожилых были не лучше, чем у молодых. Зато на совпадающих парах пожилые люди демонстрировали свое превосходство.
Доктор Линн Хашер, под руководством которого было выполнено исследование, говорит, что проведенная работа отчасти объясняет такое понятие, как мудрость. У людей старшего возраста отмечается более слабая концентрация внимания, и их воспоминания привязаны в большей степени к деталям, иногда незначительным для стороннего наблюдателя. Но для принятия решений в реальном мире это способно оказаться вовсе не недостатком, поскольку вероятность вовремя что-то вспомнить у пожилых даже при нехватке информации оказывается больше, чем у молодежи.
Связанный материал
Guidelines for Psychological Practice with Older Adults American