Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Как избавить ребенка от компьютерной зависимости?

18.10.2010

компьютерная зависимостьВ эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг. Подростки сутки напролет сидят перед экраном монитора, а их постоянной компанией становятся виртуальные друзья и игровые монстры. Такой способ проведения досуга напрямую ведет к компьютерной зависимости. Хотя это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Рассказывает кандидат психологических наук, начальник отдела по обеспечению развития дошкольного, общего и специального (коррекционного) образования управления по делам образования города Челябинска Наталья КУТЕПОВА.

— Почему времяпрепровождение за компьютером подчас оказывается для детей наиболее привлекательным и даже единственным?

— В жизни устанавливать контакты очень сложно. В новом коллективе не каждый сразу добьется доверительных и теплых отношений. В виртуальном общении это сделать проще. Человек не видит собеседника, его реакции. Сама цель социальных сетей — общение, поэтому люди открыты и с удовольствием идут на контакт. В Интернете можно презентовать себя так, как хочешь, нет обратной оценки, а в жизни сверстники, учителя могут указать на недостатки. Если в классе ребенок общается с двумя-тремя детьми, то в социальных сетях их может быть сто и больше. Чем больше контактов, тем больше человек чувствует свою востребованность. С виртуальными друзьями можно общаться на любые темы, войти в сообщества и группы и найти людей из своего круга интересов. Таким образом формируется зависимость быть востребованным, быть приятным кому-то.

А компьютерные игры — это элемент соревнования. Хочется достичь высокого результата, победить. Если ребенок пришел к плохому результату, то может повторить все заново, устранить недочеты и прийти к высоким баллам. Очень воздействуют на психику аудиовизуальные элементы игры, всевозможные символы. Кора головного мозга перевозбуждается уже через пятнадцать минут после начала игры. Мозг настолько активен, что не может успокоиться, переключить внимание, поэтому ребенок не может остановиться и прекратить играть.

— Чем опасно долгое общение с компьютером?

— Во-первых, страдает умение выражать свои мысли, устанавливать контакты, диалоги с другими людьми в реальной жизни, потому что уменьшается время общения ребенка со сверстниками, родителями. А жизнь построена на диалоге. Необщительный ребенок может производить впечатление странного человека, общающегося самим с собой, внутри себя. Это может оттолкнуть окружающих.

Во-вторых, развиваются совсем другие психологические и интеллектуальные особенности. Играя в компьютерные игры, дети концентрируют внимание. Развивая внимание, они не развивают другие психические процессы. Так, в пять лет ведущий процесс — мышление. Если мышление активно работает, ребенок в целом развивался интеллектуально. Если идет развитие внимания, то интеллектуального развития у малыша нет. Опасно и то, что имея компьютерную зависимость, чадо легко поддается на другие зависимости: табакокурение, алкоголизм, неформальные группы. Отсюда возникает комплексная зависимость.

— По каким признакам поведения можно понять, что у ребенка компьютерная зависимость?

— Чаще всего зависимости возникают в подростковом возрасте, потому что психика в это время ранимая, нестабильная. От 10 до 14 процентов детей, сидящих целыми днями перед экраном компьютера, обретают патологическую зависимость от него. Ребенок замещает все виды деятельности и любые виды коммуникации на общение с компьютером. Он не делает уроки, забывает покушать, причесаться, переодеться, почистить зубы, заменяет сон на игру. Для него не важно, как он выглядит в реальном мире, важно вступить в общение в виртуальном мире и показать себя там. Если ребенок прогуливает школу, чтобы пойти в компьютерный клуб, — это уже очевидный признак компьютерной зависимости.

Еще один признак — подросток не может остановиться, не может ограничить общение с компьютером на 20—30 минут. Если у малыша есть один или два из перечисленных признака — уже можно говорить о компьютерной зависимости.

— Как же родителям избавить ребенка от компьютерной зависимости?

— Опасность зависимости — изменения в психике. Психику вернуть и вылечить невозможно. Технологий по лечению компьютерной зависимости нет. Но помочь разнообразить малышу жизнь можно. Первое, что надо делать, — принять ребенка с его проблемой. Не ругать, не наказывать, не забирать компьютер. Иначе это выльется в агрессию с его стороны. Родители должны понять, что компьютерный друг навсегда останется в жизни их чада. Просто общение с ним нужно сократить. Для этого необходимо изменить среду ребенка. Найти важные занятия, которые когда-то ему были интересны и вводить их в жизнь.

Естественно, пока сам подросток не захочет изменений, ничего не получится. Путем постоянных разговоров в спокойной и доверительной обстановке необходимо добиться, чтобы подросток осознал свою проблему. Дальше уже вместе с ребенком нужно четко регламентировать весь его режим дня и контролировать его. Нужно нагружать чадо любыми обязанностями: работой по дому, посещением кружков и секций. Если подросток нарушил свой режим, он должен сам или вместе с родителями придумать себе наказание. Рекомендуется четко оговаривать время игры ребенка на компьютере: не более двух часов в день с двадцати-тридцатиминутными перерывами. Тогда не будет возникать гипервозбуждения мозга, и психика не будет разрушаться. Ребенку категорически запрещается сидеть за компьютером перед сном. Также родителям нельзя поддерживать тему компьютерных игр, просить, чтобы ребенок научил тебя играть в любимую игру или зарегистрировал в социальной сети.

Родителям нужно изначально формировать культуру общения с компьютером. Показывать возможности не только Интернета и игр, но и любые другие: Word, словари, развивающие и логические игры. Задача родителей — сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, помочь сделать его жизнь настолько интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.

Источник: Saphris (asenapine)

 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS