Для перевоспитания пьяных водителей медицинское ведомство намерено воспользоваться американским опытом: отправлять их на курсы психологической помощи. Помощь, скорее всего, будет платной для нарушителей. Эксперты ожидают улучшения даже у водителей-лодырей.
Ввести, на американский манер, курсы реабилитации для водителей, попавшихся на управлении автомобилем в пьяном виде, предложил замглавы Минздравсоцразвития Владимир Белов, выступая на совещании в Санкт-Петербурге «О дополнительных мерах, направленных на снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий».
В США, опыт которых российский Минздрав решил взять за образец, предусмотрен ряд программ оказания водителям, управлявшим машиной в нетрезвом состоянии, психологической и иной помощи. При этом в США курс, стоимость которого начинается от 500 долларов, водитель оплачивает сам. «Нам с вами эти программы нужно постепенно вводить и изменить психологию нашего водителя»,— сказал Белов.
Скорее всего, пьяницы будут платить
Пресс-секретарь ведомства София Малявина пояснила GZT.RU, что , скорее всего, таких водителей будут ставить на учет у наркологов, и работать с ними будут именно эти специалисты.
Она пояснила, что на практике модель оказания такой помощи, скорее всего, будет близка к американскому варианту проведения реабилитации и психологической помощи водителям, попавшимся за рулем в пьяном виде, и будут оказывать ее именно в наркодиспансерах. С медицинской точки зрения эта помощь прописана в вышедшем недавно «Порядке оказания помощи больным с алкогольной и наркологической зависимостью».
Алкоголь под запретом
В 1936 году парламент Норвегии первым принял закон, запрещающий управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии. Для признания водителя виновным в нарушении закона определяли уровень алкоголя в крови подозреваемого, при этом его поведение на дороге и, в частности, то, попал ли он в ДТП, не имело значения. В 1941 году Швеция, следуя примеру Норвегии, также стала использовать уровень алкоголя в крови как подтверждение факта интоксикации. Другие страны занялись проблемой нетрезвых водителей после Второй мировой войны: США в 1966 году, Канада, Великобритания и Новая Зеландия в 1967 году, Австралия в 1968, Нидерланды в 1974, Франция в 1978, Дания в 1976, Финляндия— в 1977 году.
По словам Малявиной, вопрос «платности, бесплатности или частичной платности таких курсов» пока не решен и обсуждается. На вопрос, как скоро будут закреплены документально вопросы оплаты психологических курсов, представитель Минздравсоцразвития ответила, что ведомство «задерживать эти документы не будет».
По информации ведомства, уже подготовлены изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в виде отдельной главы по медицинскому обеспечению.
Этот законопроект в настоящее время проходит межведомственное согласование. Впервые на законодательный уровень выносится утверждение перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортом, вводится новая формулировка для лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. Они допускаются к управлению транспортными средствами после диспансерного наблюдения через 3–5 лет при условии отсутствия у них за это время рецидивов заболеваний.
Одновременно предлагается дополнить Кодекс об
административных нарушениях новой статьей, предусматривающей ответственность за
нарушение порядка проведения обязательного медосвидетельствования кандидатов в
водители и водителей транспортных средств.
Помощь на дорогах по-прежнему хромает
Главными проблемами в области безопасности дорожного движения, по словам Белова, Минздравсоцразвития считает устаревшую законодательную базу, которая устанавливает перечень медицинских ограничений и противопоказаний к управлению транспортом, низкий уровень подготовки водителей и их неумение оказывать первую помощь пострадавшим при ДТП, а также недостаточный контроль проведения предрейсовых медосмотров водителей транспорта.
Что же касается готовности больниц и клиник, то пока, по
словам замминистра, эвакуация пострадавших в лечебные учреждения проводится
слишком долго, а оснащенность лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) для
оказания квалифицированной медпомощи пострадавшим в ДТП остается на «низком
уровне». Ежегодно на дорогах нашей страны гибнет свыше 25 тысяч человек,
абсолютное большинство которых— люди трудоспособного возраста.
Всем миром
Белов отметил, что хотя во всех странах наказание является важным аспектом криминально-правовой системы, лечение и реабилитация данной категории граждан также находятся в числе ее основных приоритетов.
Санкции, применяемые к «пьяным» водителям, идентичны: изъятие водительских удостоверений; штрафные санкции, арест, лечение, реабилитация водителей, совершивших езду в состоянии опьянения, просветительская работа.
В ходе программы реабилитации водителям предоставляются знания о различных негативных последствиях употребления алкоголя, анализируются их отношения с алкоголем. С участниками программы психологической помощи разбирают последствия недопустимого поведения в прошлом, связанного с выпивкой, стараются сформировать у них новые привычки. Выполнение водителями условий программы отслеживается, о результатах информируется суд и другие службы.
Для тех, кто нарушил закон впервые, разработана 3-х месячная программа АВ-541 стоимостью $502. Оплата полной стоимости программ производится самими нарушителями. Занятия проходят один раз в неделю в течение 12 недель.
Программа для вторичных нарушителей SB-38 длится 18 месяцев. Ее стоимость составляет уже $1534. В течение первого года в программе SB-38 занятия также проходят еженедельно. После выполнения всех требований первого года обучения, клиент посещает вторую серию занятий, которая длится 6 месяцев. После заключительной консультации-собеседования, клиент получает желанные свидетельства об окончании программы АВ-541 для суда и DMV (Department of Motor Vehicles— Управления Моторизованных Транспортных Средств), где выдаются водительские свидетельства.
Когда в 1977 году эти программы только вводились в США, около 75% автомобилистов, уличенных в вождении в нетрезвом виде, нарушали закон снова. Теперь этот показатель снизился до 25%. Основная масса нарушителей— это молодые мужчины в возрасте от 25 до 45 лет, хотя немало среди них и женщин той же возрастной категории.
Выдачу справок устрожат
Приказом Минздравсоцразвития России от 28 сентября 2010 года № 831н «Об утверждении единого образца медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами всех типов» установлен единый образец медицинской справки и инструкция по ее заполнению. Ведомство предполагает ужесточить медицинские противопоказания к управлению транспортом и порядок выдачи медсправок.
Минздравсоцразвития России предлагает установить контроль за водителями, лишенными прав за управление транспортом в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения диспансерное наблюдение с периодическим лабораторным контролем отсутствия факта употребления токсических веществ. Сейчас после лишения прав за управление транспортом в состоянии опьянения по прошествии периода времени, определенного судом, водитель получает права обратно без гарантии повторного подобного нарушения, Минздравсоцразвития РA предполагает, что новая схема поможет снизить риск повторных нарушений.
Выпивка за рулем разорит водителя
«И мониторинг, и курсы психологической поддержки в США показали достаточно высокую эффективность,— говорит профессор Российского гуманитарного университета, член коалиции „За контроль над алкоголем“ Андрей Каратаев.— Даже если они плохо занимаются, лодырничают, если часть знаний проходит мимо, все равно, как показал мониторинг по американским штатам, где эти меры были введены, такие водители реже в последствии садятся пьяными за руль. И все-таки это гуманное воздействие, не принудительные работы».
На вопрос GZT.RU, как эксперт оценивает возможность «купить» справку об окончании перевоспитания, эксперт заметил, что такой возможности «не исключает», но если все будет организовано цивилизованно, с единой компьютерной регистрацией справок, то продавать или подделывать такие справки, которые потребуют изготовления микрочипов, будет весьма накладно, что тоже снизит количество желающих водить автомобили в пьяном виде.
По словам главы ГИБДД РФ Виктора Кирьянова, в посление годы уже наметилось снижение числа ДТП с участием пьяных водителей. Так, за январь-сентябрь 2010 года зарегистрировано 8,93 тысячи таких аварий, это на 6,3% ниже, чем за аналогичный период 2009 года. Тем не менее, Кирьянову пришлось признать, что этого недостаточно, ведь за этот период по вине нетрезвых водителей погибли 1397 человек, свыше 13 тысяч получили травмы.