Накопившаяся агрессивность сказывается на психологическом развитии
личности ребенка.
Наряду с сексуальностью и развитием индивидуальности агрессивность является
важным мотиватором поведения и в значительной мере определяет внутренние
психические конфликты. Родители имеют возможность увеличивать адаптивный и
творческий потенциал агрессивности и преодолевать ее
деструктивность.
Проявления агрессивности в отношениях между родителями и детьми позволяют регулировать и контролировать отклонения в поведении и приводить эти отношения в оптимальное состояние. Проявления агрессивности по отношению к другим дублируют аналогичные взаимоотношения родителей и детей, где и складываются основные стереотипы ее активации, модуляции и разрядки. В отношениях между членами семьи агрессивность оформляется и опробуется.
Ситуации, в которых проявляется сильная агрессивность, могут иметь наиболее значимые последствия. В таких столкновениях детская агрессивность может быть легко направлена в сторону здорового развития, способствовать нормальной адаптации или же ею может быть дан толчок в неблагоприятную сторону. Нужно прилагать много усилий, чтобы агрессивность не причиняла страдания и не доставляла серьезных проблем.
В определенных критических ситуациях позиция родителей значительно влияет на направление развития ребенка. Один путь может вести к психическим отклонениям, другой — к росту и психической полноценности.
Психика ребенка, если не хрупка, то чувствительна к воспитательным воздействиям. К счастью, благоприятных ситуаций гораздо больше, нежели отрицательных. И так как процесс воспитания не одномоментное событие, то ошибки родителей исправимы. При условии если они не были чересчур грубыми и не допускались постоянно, если родители любят и уважают своих детей и действуют из лучших побуждений, ошибки можно искоренить.
Все разнообразие взаимодействий между родителями и детьми может быть распределено по группам. Можно выделить шесть типов отношений между родителями и детьми, положительная сторона которых может быть усилена, а чрезмерная враждебность — смягчена. Критические случаи, возникающие в жизненных обстоятельствах, могут быть проанализированы и обогатить воспитательные методы полезными сведениями.
1.Помощь в преодолении чувства чрезмерного неудовольствия. Мы подчеркиваем — это помощь ребенку, когда он находится на грани мобилизации враждебности. Зная о приемлемых способах реализации гнева и враждебности, можно научиться конструктивно преодолевать эту избыточную враждебность, ибо она способна создавать разнообразные проблемы как для нашего собственного “я”, так и для других. Наилучший период проработки враждебности ребенка, вне зависимости от того, избыточна она или нет, — ранняя стадия ее генерации.
2.Разрешать ребенку быть в разумных пределах независимым означает делать дом безопасным и пригодным для удовлетворения любознательности ребенка, как много лет назад говорил доктор Спок, создать “детоустойчивый” дом. Предотвращение опасных для ребенка ситуаций есть к тому же способ избежать чрезмерного ограничения его активности, а это уменьшает вероятность генерации им чувства враждебности. Конфликтность отношений между родителями и маленьким ребенком идет на спад, что в перспективе также снижает степень проявления враждебности.
Более того, безопасность жилища и его пригодность для исследовательской активности ребенка развивает в нем стремление к самостоятельности, самоутверждению, стимулирует его интерес к знаниям. Процесс обучения начинается задолго до того, как ребенок пойдет в школу. Уже восьмимесячные дети начинают проявлять любознательность и заинтересованность к окружающему их миру. Маленькие исследователи с огромными удовольствием и энергией осваивают новую для них среду. Это удовольствие, однако, можно легко испортить, превратив, по сути, в неудовольствие, если исследовательская активность ребенка постоянно ограничивается. Если родители поддерживают этот ранний интерес ребенка к окружающему миру, то у него разовьется потребность в овладении знаниями, которая будет сопровождать его дальнейшую жизнь. Делая дом безопасным, подходящим для изучения ребенком, можно внести в его характер позитивный вклад.
1.Установление ограничений часто является камнем преткновения в отношениях между родителями и ребенком. Заботясь об интересах ребенка, родители без особой необходимости устанавливают жесткие рамки запретов, которые вызывают в ребенке протест, а значит создают почву для мобилизации враждебности. Ограничения неизбежно рождают чувства любви — ненависти как в ребенке, так и в родителях. Амбивалентность осложняет взаимоотношения в семье и создает дополнительные внутренние проблемы. Мы считаем, что установление ограничений чревато многообразными осложнениями. Здесь, как и все в воспитательном процессе, имеет двойственный характер. Некоторые ограничения являются весьма конструктивными, другие — нет. Избирательность волеизъявления родителей при установлении ограничений, разумное регулирование конфликтов помогают избегать проявлений гнева, а также и чувства вины, если гнев не сдерживался.
2.Обучение ребенка тому, как справляться с раздражением и выражать его разумными и приемлемыми средствами, — это ключевая задача воспитания. Знание разных аспектов агрессивности, то есть ее положительных качеств, вырабатывающих в ребенке настойчивость в достижении цели, в преодолении препятствий и адаптации к обстоятельствам, и в то же время отрицательных, причиняющих вред и разрушающих личность, способствует определению цивилизованных форм проявлений враждебности. Зная, что источником агрессивности является чрезмерное неудовольствие, родители постараются устранить моменты раздражения, не допускать стрессовых состояний ребенка. Враждебно настроенный ребенок не есть “воплощение зла”, его агрессивность — результат неумения сдерживать свои эмоции, неумение приемлемыми средствами выразить свое неудовольствие и раздражение. Помогая ребенку выразить те чувства, которые ему в тягость, родители обеспечивают ему защиту и поддержку.
3.Преодоление вспышек раздражения и ярости со стороны детей по значимости стоит среди наиболее серьезных и критических для развития событий — как в жизни ребенка, так и родителей. Вполне вероятно, что детские вспышки раздражения (припадки ярости) создают для родителей больше сложностей, чем встречается в любом другом типе взаимоотношений. Из-за способности причинять чрезмерное страдание вспышки ярости генерируют в ребенке больше враждебности, чем в иных случаях. Вспышки раздражения и ярости являются не просто средством разрядить скопившуюся враждебность и ненависть, они способны навсегда зафиксировать эти чувства в психике ребенка. Пагубность этого обсуждается в нашей книге. Припадки ярости у детей дезорганизуют, подавляют ребенка, внушают ему (а зачастую и родителям) чувства беспомощности и отчаяния. Мы настоятельно рекомендуем родителям не страшиться их. Когда они случаются, уделяйте им все внимание, отставляйте на время все свои дела. Конструктивное преодоление вспышек ярости и раздражения должно иметь первоочередное значение.
4.Как и прочие источники чрезмерного неудовольствия, болезненные эмоциональные переживания могут также мобилизовать враждебность. Несмотря на некоторые исключения, сильное беспокойство и депрессия большей частью возбуждают чувство враждебности к близким. Переживание чувства стыда, например, выражается ли оно в явной и непосредственной или в скрытой форме, может вызвать сильное страдание, желание нанести вред себе или другим. Чувство вины побуждает потребность в жестоком наказании. Ревность вызывает желание мстить. Хотя родители могут и не суметь целиком справиться с такими переживаниями у ребенка, они могут помочь ему в этом, подавляя их интенсивность.
И наконец о том, что является основным фактором в борьбе с негативными проявлениями агрессивности, то есть об оптимизации отношений с родителями. Установление гармоничных отношений между родителями и ребенком — это главнейший залог здорового эмоционального развития наших детей. Гармоничные отношения доставляют чувство огромного удовлетворения родителям в их трудном деле воспитания личности, их каждодневные усилия обогащают жизнь.