На сайте Министерства образования и науки опубликован проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), вызвавший широкий общественный резонанс и бурные дискуссии. Разработчик проекта - Институт стратегических исследований в образовании.
- ФГОС начального общего образования
- ФГОС основного общего образования.
- ФГОС среднего (полного) общего образования.
Приводим некоторые публикации на эту тему
На страницах газеты Коммерсант можно узнать об истории образовательного стандарта, о его новых доработках, которые по-прежнему вызывают вопросы. На них отвечает научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО Александр Кондаков, являющийся главным руководителем разработки. Также на портале Lenta.ru опубликованы материалы пресс-конференции, встретившись с общественностью, ответил на наиболее острые и интересующие вопросы.
О состоянии московского образования в целом рассказывается на портале Наука и Технологии РФ, где опубликованы результаты нового исследования «Развитие образования в Москве как ресурс развития города», проведенного экспертами НИУ-ВШЭ под руководством ректора вуза Ярослава Кузьминова.
В своем выступлении на радио Маяк Евгений Бунимович рассуждает об обязательных дисциплинах, в частности о предмете «Россия в мире», которая до этого никогда не преподавалась. По его словам, «не может быть обязательным в стандарте всей страны предмет, по которому пока не известны результаты, нет реального опыта преподавания». Введение ОБЖ как обязательного предмета тоже вызывает ряд вопросов. «Изучение этого предмета должно быть, начиная с самых младших классов, причем тут 11-й класс, когда это уже совершенно взрослые люди» — недоумевает Бунимович.
Сергей Волков в интервью Новой газете рассказывает о недоработках стандарта, в частности одной из причин неудач, по словам Волкова, является тяжелый чиновничий язык, который не позволяет разобраться в проекте. Стоит отметить, что именно после открытого письма Волкова президенту России, председателю правительства, спикеру Госдумы и министру образования с призывом не принимать данный проект стандарта образования, по распоряжению премьера Путина отложили принятие стандарта, дав разработчикам еще несколько месяцев на работу над ошибками.
Директор московского Центра образования № 548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский в качестве важной доработки проекта отметил появление доступного и внятного текста. В интервью электронному изданию Наука и Технологии РФ он рассказал о том, каким новый вариант образовательного стандарта видят в школе.
Известный ученый, специалист в области образования, психолог и политик Александр Асмолов в своем блоге на сайте газеты Новые Известия рассказывает о достоинствах стандарта. «Образование должно быть избыточно, но именно в той области знаний, к которой ученик предрасположен, к которой у него есть способности, которую он сам охотно выбирает» — считает Асмолов. А на радиостанции «Голос России» можно ознакомится с интервью А. Асмолова.
В интервью программе «Вести» министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал, что введение новых образовательных стандартов связано с тем, что люди недовольны тем образованием, которое сегодня есть. «Поскольку большинство людей предъявляют большие претензии к образованию на всех уровнях, начиная с дошкольного и кончая послевузовским, то, наверное, все-таки менять что-то надо» — поясняет Фурсенко. На портале электронного издания Наука и технологии РФ можно ознакомиться с материалами заседания коллегии Министерства образования и науки, которое состоялось 22 февраля. Андрей Фурсенко отметил, что в современном мире необходимо образование в течение всей жизни. «Поэтому уже в школьном возрасте нужно сформировать у ребёнка привычку постоянно учиться и совершенствоваться, научить учиться» — считает Фурсенко. В программе «Нереальная политика» на НТВ Андрей Фурсенко рассказывает, зачем нужна очередная школьная реформа и почему школьники должны сами выбирать, какие изучать предметы. На официальном сайте Министерства образования и науки опубликованы материалы расширенного заседания коллегии Минобрнауки России по вопросу «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской федерации в 2010 году и задачах на 2011 год», состоявшегося 19 марта 2011 года. С докладом на коллегии выступил Андрей Фурсенко. В своем выступлении он затронул вопросы развития образования, модернизации науки и поддержки инноваций.
О недоработках нового образовательного стандарта рассказал в интервью информационному агентству Риа Новости представитель группы разработчиков стандарта Виктор Дронов. Также, он коснулся темы изменений в старшей школе, так как именно там они наиболее значительны. «Мы считаем, что базовые знания по предметам учащиеся получили в основной школе, поэтому целесообразно профильное обучение» — отметил Дронов.
О том каким должен быть «золотой стандарт образования», о проблемах в современной образовательной политике рассуждает зампред комитета Госдумы по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин в интервью «Вести ФМ».
Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ
высказал свое мнение относительно всех недостатков образовательного стандарта.
С. Волков усомнился в необходимости перевода экспериментов в штатный режим,
предлагая для начала проанализировать их результаты. Академик РАН В.
Васильев также против утверждения стандарта в нынешнем виде. А.
Адамский предложил отказаться от разделения предметов на обязательные и
необязательные, поясняя, что во многом именно эта формулировка вызвала столько
шума и протестов. Александр Чубарьян, директор
Института
всеобщей истории РАН считает, что общественная дискуссия, которая
разгорелась вокруг стандарта, во многом объясняется неряшливостью в подготовке
документа. По мнению Алексея Венедиктова, главного редактора
радиостанции «Эхо Москвы»
необходимо прописать сохранение гарантий бесплатного обучения в старшей школе в
объёме строго определённого количества часов, так как этот вопрос очень
беспокоит родителей. Ректор НИУ
ВШЭ Я. Кузьминов считает важной задачей – сделать школу
конкурентоспособной для тех, кто её не посещает, чтобы стало ясно, что нельзя
заменить школу репетитором.
Полностью ознакомится с выступлениями участников можно на портале электронного
издания Наука и технологии РФ.
В программе «Народ хочет знать», которая выходит по пятницам на канале ТВЦ, А. Асмолов, О. Смолин, А. Кондаков, С. Волков, Л. Духанина и С. Шаргунов в качестве приглашенных экспертов обсудили проект новых образовательных стандартов. Видеозапись выпуска «Какой должна быть школа будущего?» можно посмотреть на портале Авторское телевидение ATV.
Министерство образования и науки предложило уравнять в
статусе общеобразовательные школы и школы искусств. Однако многие преподаватели
культурных образовательных учреждений выступают против этого. По их мнению,
искусству балета или музыки нельзя обучать по единой образовательной программе.
На портале РИА Новости приведены комментарии ректора
Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина Семена
Михайловского и заместителя министра образования и науки РФ
Игоря Реморенко.
В связи с грядущей реформой было опубликовано открытое письмо о провале реформы
творческого образования, которое среди прочих подписали дирижер
Владимир Спиваков, актер и режиссер Олег
Табаков, президент Академии искусств Николай Петров.
Более подробно — на портале
Риа Новости.
На портале электронного издания Наука и технологии РФ опубликованы результаты опроса, проведённого исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru. Выяснилось, что 57% россиян одобряют внедрение профильного образования в старшей школе. Стоит отметить, что больше всего сторонников профильного обучения наблюдается среди опрошенных до 19 лет. Не согласны с такими нововведениями 43% респондентов. По мнению 56% респондентов выбор школьных предметов должна осуществлять семья школьника. Большинство участников опроса единодушны в том, что школьная программа обязательно должна содержать такие предметы, как русский язык и математика. Не согласны с ними 2% и 6% респондентов соответственно.