Двухлетние дети, которые говорят хуже сверстников, и родителей слушаются меньше. Но к 5–17 годам с их поведением и эмоциональностью всё становится в порядке.
Лучший подход к такому ребёнку — просто подождать, если никаких других признаков задержки развития не наблюдается. «Поздняя речь сама по себе не является фактором риска, — подчёркивает автор исследования Эндрю Уайтхаус из Университета Западной Австралии. — С другой стороны, если затруднения с речью сохраняются до школьного возраста, это значит, что у ребёнка возможны большие проблемы психологического плана».
Это первое исследование подобного масштаба. В нём принимали участие дети, родившиеся в Перте в 1989–1991 годах. Родители заполняли анкеты, когда чадам исполнялось 2, 5, 8, 10, 14 и 17 лет. Учёных интересовали факторы, которые могут повлиять на речь и поведение: семейный доход, материнское образование и наличие в доме отца или его заменителя.
Действительно, дети, занимавшие в двухлетнем возрасте последние 15% мест по уровню развития речи, имели проблемы с послушанием и контролем эмоций, но к пяти годам все 142 таких ребёнка ничем не отличались от остальных 1 245, которые заговорили вовремя. «Вероятно, эти проблемы как раз и вытекают из неспособности общаться, как все, — полагает г-н Уайтхайс. — Как только они догоняют сверстников, причина фрустрации устраняется».
Конечно, просто подождать — это утрированный подход. Надо почаще садиться рядом с малышом и играть, разговаривать, читать...
Результаты исследования опубликованы в журнале Pediatrics.
Статьи по теме:
-
Путь изучения речи — путь изучения личности ребенка, Корепанова И.А.