Стремясь произвести впечатление на собеседника, нужно думать о том, как ситуацию воспринимают третьи лица, и не «отзеркаливать» людей, неприятных окружающим.
«Отзеркаливать» жесты собеседников рекомендуют многие психологи — от авторов руководств «Как не сойти за умного» до серьёзных исследователей. Это якобы способствует взаимопониманию и зачастую помогает карьере. Коллектив учёных (два психолога и два философа) из
Участники исследования смотрели видеозаписи, на которых были запечатлены собеседования, точнее — их тщательные инсценировки. Люди, с которыми «проводилось собеседование», либо копировали, либо не копировали жесты и телодвижения «доминанта». Доминант же был либо суров, либо радушен. После просмотра видео зрители выставляли оценки актёрам, с которыми «проводилось собеседование», оценивая, насколько те казались им компетентными, приятными и внушающими доверие.
Актёры, копировавшие жесты и манеры недружелюбно настроенного доминанта, получали низкие оценки. Авторы исследования говорят, что в реальных ситуациях у «отзеркаливания» всегда есть зрители. Последние негативнее воспринимают подхалима, пантомимически подлизывающегося к неприятному боссу, чем угождающего приятному.
Второй эксперимент, в котором от доминанта остался только голос (половина экрана была зачернена), показал, что копирование жестов и манер «плохих людей» принципиально для негативного восприятия подлиз окружающими. Любопытно, что третий эксперимент изменил восприятие подхалимов зрителями: перед просмотром им говорили, что суровый начальник занимается гуманитарной деятельностью.
Таким образом, «отзеркаливание» является инструментом, который нужно применять очень осмотрительно, с предварительным анализом контекста.
Результаты исследования опубликованы в журнале