Психологи утверждают, что шум и суета в современных офисах открытого типа могут значительно снизить ощущение собственного благополучия работников и уменьшить производительность их труда.
Исследователи обнаружили, что в открытых офисах типа open space в мозгу работника возникает нежелательная активность, которая может помешать выполнению ими рабочей задачи. Особенно заметно это проявляется там, где все рабочие места обезличены, и руководство не позволяет сотрудникам по-своему украшать их, чтобы ничто не отвлекало их от работы.
Офисы открытого типа появились на Западе в 50-е годы прошлого века и считались прогрессивной альтернативой отдельным маленьким кабинетам. Основная идея open space офисов – совместная работа множества сотрудников над решением задач и содействие их творческому мышлению.
По словам нейробиолога Джека Льюиса, заложенная в открытые офисы идея не работает как задумано: «Если вы пытаетесь делать свою работу и позади вас звонит телефон – это сбивает вашу концентрацию. Даже если вы не замечаете этого, мозг все равно реагирует». Его слова подтверждаются результатами экспериментов, в которых фиксировались сильные мозговые импульсы при появлении отвлекающих факторов.
Крейг Найт, психолог из британского Университета Эксетера (The University of Exeter), считает, что исправить ситуацию можно, разрешив сотрудникам персонализировать рабочие места: «В проведенных нами экспериментах сотрудники более эффективно реагировали, когда работали в офисах, украшенных картинами и цветами. Если им разрешить украшать пространство собственными вещами, ощущение благополучия может повыситься на 32%, а производительность на 15%».
Причина роста производительности труда в том, что сотрудники получают возможность находиться в собственной среде, они чувствуют себя более комфортно и легче концентрируются на задачах.
Профессор Фред Гейдж из лаборатории генетики Института Солка (Salk Institute for Biological Studies) в США проводил подобные исследования на мышах и заметил физические изменения в мозгах животных. Одну группу мышей держали в пустой клетке, другую в более разнообразной, стимулирующей среде. Через месяц объем мозга мышей, обитавших в стимулирующей среде, вырос на 15% за счет появления новых нейронов.
Как отметил Гейдж: «Если мы можем экстраполировать это на человека, то результат показывает, что стимулирующее окружение способно оптимизировать нашу работу и наши способности».